Основы информационной безопасности

0 отзыва 56 просмотров 10 минут

Хлебные крошки

Содержание

  1. Угрозы информационной безопасности
  2. Защита паролей и учетных записей
  3. Защита от вредоносных программ
  4. Защита сетей и данных
  5. Обучение и осведомленность
  6. Социальная инженерия и фишинг
  7. Важность регулярных аудитов и обновлений
  8. Выводы

Контент материала

Информационная безопасность — словно замок на двери для ваших данных. Это способы защиты информации от кражи, уничтожения или изменения людьми, для которых она не предназначена. Как в реальной жизни мы закрываем двери на ключ и ставим сигнализацию, чтобы сохранить ценное имущество, так и в мире данных мы используем пароли, шифрование и антивирусы, чтобы финансовые отчеты компании и личные сведения клиентов и сотрудников были в безопасности.

Обеспечение информационной безопасности включает защиту информации как в цифровом виде, так и на физических носителях, например бумаге. Разбираемся в статье, как предотвратить хакерские нападки, DDoS-атаки и утечку данных.

Угрозы информационной безопасности

Угрозы системе информационной безопасности разделяют на внутренние и внешние.

Внешние угрозы исходят извне и часто связаны с действиями мошенников, которые пытаются получить доступ к данным несанкционированным путем. Под угрозами могут пониматься:

  1. Вирусы и черви — программы, которые распространяются самостоятельно и заражают файлы или системы незаметно для сотрудника.
  2. Спам и фишинг — нежелательные входящие сообщения с целью получить данные обманным путем. Существует также форма фишинга, где злоумышленник имитирует корпоративную электронную почту для проведения мошенничества со счетами компаний и переводами денег.
  3. DDoS-атаки, цель которых — вывести из строя ресурсы системы, такие как серверы или сетевая инфраструктура, чтобы законные пользователи не могли ими пользоваться.
  4. Вымогательское ПО зашифровывает данные пользователя и выдвигает финансовые требования за восстановление доступа.
  5. которых выходят из строя хранилища данных.

Другой вид угроз — внутренние. Такие угрозы исходят от сотрудников. Это разглашение конфиденциальной информации намеренно или из-за нарушений безопасности при обращении с данными. Если раньше действия сотрудников, приводящие к компрометации данных, были сознательными, то сегодня новые угрозы создает рост числа удаленных сотрудников — из-за использования незащищенных домашних сетей и личных устройств для доступа к корпоративным ресурсам.

Эти угрозы требуют комплексного подхода к информационной безопасности, который должен включать технические средства защиты и непрерывное обучение сотрудников основам безопасного поведения в интернете.

Защита паролей и учетных записей

С увеличением онлайн-аккаунтов, от почты до банковских аккаунтов, безопасное управление паролями становится ключевым для цифровой безопасности. Несколько практических советов, которые помогут защитить учетные записи:

  1. Придумывать сложные пароли. Комбинацию больших и маленьких букв, символов, цифр. Для генерации таких паролей можно использовать специальные менеджеры. Они создают длинные и сложные сочетания, хранят их в зашифрованном виде и автоматически заполняют пароль при входе.
  2. Создавать для разных учетных записей разные пароли, чтобы избежать массового взлома в случае утечки данных.
  3. Задействовать парольные фразы. Это фразы, которые можно составлять из нескольких слов, имеющие смысл для пользователя. Их сложнее взломать и проще запомнить.
  4. Включить двухфакторную аутентификацию для всех учетных записей, где возможно. Это добавит дополнительный уровень защиты, потому что потребует подтверждения личности через дополнительные канал.
  5. Регулярно обновлять пароли, особенно для критически важных учетных записей. Это поможет предотвратить взлом, если пароль был скомпрометирован.се

Защита от вредоносных программ

Есть много способов защиты цифровой информации.

  1. Основной метод — надежный антивирус. Важно не забывать запускать сканирование системы на наличие вирусов.
  2. Обновление операционной системы и программ. Автоматическое обновление исправит возможные уязвимости.
  3. Сохранять осторожность при использовании электронной почты и при серфинге в сети: не открывать письма от неизвестных отправителей; не переходить по ссылкам в таких письмах; поставить фильтр спама и заблокировать с помощью расширения рекламу в браузере.
  4. Регулярно создавать резервные копии важной информации. Это поможет восстановить файлы в случае их заражения вредоносными программами.
  5. Обучать сотрудников, чтобы они знали, как избегать угроз и реагировать на них.
  6. Не оставлять устройства без присмотра в общественных местах. Использовать замки кабелей или другие меры защиты для предотвращения кражи оборудования.

Защита сетей и данных

В компании за защиту сетей и данных обычно отвечают несколько подразделений. Отдел информационной безопасности специализируется на разработке и внедрении политики информационной безопасности. IT-специалисты, включая системных администраторов, ответственны за техническое обслуживание инфраструктуры и мониторинг сетевой активности. Специалисты по управлению рисками оценивают потенциальные угрозы для информационной безопасности и разрабатывают стратегии для минимизации этих рисков. Служба технической поддержки оказывает помощь в вопросах безопасного использования корпоративных систем и приложений.

Обеспечение безопасности сетей в компании требует их комплексной работы, которая чаще всего заключается в ключевых шагах.

— Разработка политики информационной безопасности. Не только обновление и доведение ее до всех сотрудников, но и доступное объяснение всех правил.

— Физическая безопасность. Закрытые серверные комнаты, охраняемые центры данных.

— Мониторинг сетевого трафика. Постоянный контроль трафика на предмет необычных или подозрительных действий.

— Шифрование данных во время передачи и при хранении с помощью VPN, SSL/TLS.

— Аутентификация и контроль доступа. Реализация многофакторной аутентификации и использование системы управления доступа для контроля пользовательских прав.

Обучение и осведомленность

Хотя технический отдел несет особую ответственность, ключевую роль в обеспечении безопасности играет каждый отдельно взятый сотрудник, который следует установленной политике компании. Человеческий фактор часто является самым слабым звеном в средствах защиты информации, поэтому инвестиции в образование персонала могут значительно уменьшить риск утечек данных.

Обученные работники лучше понимают потенциальные угрозы и более склонны следовать политикам и процедурам безопасности.

Регулярное обучение помогает сотрудникам распознавать попытки мошенничества, такие как фишинг, vishing или smishing.

Персонал должен знать, как безопасно использовать корпоративные системы и устройства, чтобы избежать случайного взлома. И научиться предупреждать возможные инциденты, сообщая о подозрительных письмах и действиях.

Своевременная лекция для сотрудников гарантирует, что действия персонала будут соответствовать законодательству о защите данных.

Социальная инженерия и фишинг

Чтобы сотрудники быстро реагировали на нарушение безопасности и могли минимизировать ущерб, важно регулярно повышать уровень их знаний о возможных рисках. Наиболее уязвимы люди в компании к фишингу и социальной инженерии. Полезно научить сотрудников распознавать признаки фишинга и социальной инженерии и объяснить, что это за понятие.

Признаки фишинга

Фишинг — это вид интернет-мошенничества, при котором злоумышленники притворяются доверенными лицами или организациями, чтобы обмануть людей и заставить их раскрыть личную информацию, такую как пароли, номера кредитных карт или банковские данные. Обычно это делается с помощью подозрительных электронных писем, сообщений или веб-сайтов, которые выглядят почти как настоящие.

На что обращать внимание:

Подозрительный отправитель. Письмо приходит со странного адреса, который лишь слегка отличается от официальной почты или знакомого адреса.

Ошибки. В сообщении есть грамматические, пунктуационные или стилевые ошибки, которых не должно быть в профессиональной переписке.

Необычные просьбы. Запрос на личные данные, пароли или финансовую информацию.

Срочность. Адресант угрожает закрыть аккаунт или другими негативными последствиями за несоблюдение инструкций.

Неподтвержденные ссылки. В тексте сообщения есть ссылки, которые выглядят подозрительно или не соответствуют заявленным целям.

Вложения. Письмо содержит предложение скачать вложение с неожиданными файлами в формате (.exe) или архивы (.zip).

Доменное имя. Такие сайты могут иметь неправильное доменное имя или отсутствие HTTPS-шифрования.

Признаки социальной инженерии

Социальная инженерия — это использование психологических методов для манипуляции людьми с целью получения информации или выполнения определенных действий.

Что должно насторожить:

Личная связь. Преступник устанавливает контакт и создает доверительные отношения, перед тем как запрашивать тайную информацию. Может сразу называть по имени или использовать факты, добытые из открытых источников.

Привлечение жалости или вызывание страха. Есть эмоциональное давление и склонение к выполнению каких-либо действий.

Использование авторитета. Претендент выдает себя за сотрудника высшего звена, IT-специалиста или представителя органов власти, чтобы вызвать доверие и добиться следования инструкциям.

Имитация сообщений от коллег. Преступник пишет, словно он коллега или руководство компании.

Важность регулярных аудитов и обновлений

Регулярные аудиты — это как регулярный осмотр автомобиля у механика и замена старых деталей на новые. Аудиты помогают проверить, все ли в порядке с безопасностью компьютерных систем, точно так же как механик проверяет все части машины.

Обновления нужны для того, чтобы программное обеспечение было защищено от новых видов вирусов и хакерских атак, подобно тому как новые запчасти улучшают работу автомобиля и предотвращают поломки. Это помогает избежать потерю данных, защитить конфиденциальную информацию и минимизировать риски ее потери.

Выводы

Нет универсальных и 100% надежных способов защититься от всех видов угроз. Но если сочетать технические методы защиты с повышением образованности команды, можно значительно повысить инфобезопасность и сохранить целостность данных.

Поделиться статьей:

Вам может понравиться

Форма подписки