Как разрешить любой спор: стратегии поведения в конфликтах

0 отзыва 282 просмотра 10 минут

Хлебные крошки

Содержание

  1. Зачем нужно знать стратегии поведения в конфликте
  2. Основные принципы разработки стратегии
  3. Пассивные стратегии
  4. Активные стратегии
  5. Агрессивные стратегии
  6. Смешанные стратегии
  7. Выбор подходящей стратегии
  8. Эффективность стратегии поведения в конфликтах
  9. Полезная литература

Контент материала

Конфликт — это столкновение противоположных интересов, мнений или подходов, которые естественным образом возникают в рабочей или социальной среде. Они вызывают негативные эмоции, но именно конфликты вскрывают разногласия, снимают напряжение и помогают делать коллективную работу лучше, так как стороны учатся понимать друг друга и сотрудничать ради общей цели. Поэтому конфликты полезны, если их эффективно разрешать. В этой статье собраны полезные советы, как этому научиться.

Зачем нужно знать стратегии поведения в конфликте

Готовые стратегии помогают лучше понимать оппонента, определять типы конфликтных ситуаций, учитывать цели всех сторон, а затем выбирать подходящий подход для разрешения ситуации — от избегания и уступок до компромисса и выгодного взаимодействия. Анализируя события и интересы сторон, вы сможете четче мыслить, найти точки соприкосновения и подготовиться к продуктивному разговору.

Основные принципы разработки стратегии

Существуют различные стратегии поведения в конфликтах, каждая из которых может быть полезна в зависимости от конкретной ситуации, характера конфликта и вовлеченных в него людей. Поэтому, прежде чем выбрать стратегию, нужно провести подготовительную работу.

Проанализировать ситуацию и интересы всех сторон

  1. Начните с оценки обстоятельств конфликта, мысленно прокрутите произошедшие события и проанализируйте поведение всех участников. Американские психологи Томас и Килманн разработали универсальный тест, по результатам которого можно узнать, какой определенный тип поведения в конфликтных ситуациях характерен для вашей личности — в их модели их пять.
  2. Когда вы поймете, как ведете себя в конфликте, найдите, что стало причиной спора — отношения, задача, процесс или статус.
  3. Постарайтесь разделить конфликт на составляющие и определить, в каком аспекте ваши взгляды расходятся. Например, у вас могут возникнуть разногласия в том, как достигать цели проекта (процесс), но при этом вы оба стремитесь к одному и тому же результату (задача).

Этот анализ поможет вам найти общую почву для диалога.

Установить цели

Нужно определить, чего вы в итоге хотите добиться — мирного урегулирования, защиты своих интересов, поиска справедливого решения? А какой уровень отношений вы хотите сохранить с оппонентом после конфликта? Когда вы ответите на эти вопросы, станет понятнее, что предпринять.

Определить альтернативные варианты действий

Это процесс, при котором вы рассматриваете основные стратегии разрешения конфликта, определяя наиболее подходящий вариант для конкретной ситуации. Важно учитывать все факторы, включая корпоративные правила и временные рамки, а также мысленно проигрывать разные сценарии, оценивая их плюсы и минусы. Например, подумайте: если вы ничего не предпримете, сможет ли конфликт разрешиться сам по себе? Если выберете прямую конфронтацию, будет ли ваш оппонент открыт для конструктивного диалога? Единого правильного ответа нет и не может существовать; важно выбрать подход, который лучше всего соответствует вашим нуждам и специфике ситуации.

Разберем подробнее основные стратегии решения конфликтов.

Пассивные стратегии

Стратегии, цель которых — не дать конфликту разгореться.

  1. Уход от конфликта: одна или обе стороны избегают прямой конфронтации. Такая стратегия нужна, чтобы временно снизить напряжение, надеясь на саморазрешение проблемы.
  2. Избегание: одна из сторон игнорирует конфликт или откладывает его решение. Это работает, когда конфликт несущественен или требуется время для сбора информации и анализа ситуации.
  3. Приспособление: одна сторона уступает интересам другой, жертвуя своими собственными желаниями и потребностями. Приспособление эффективно, когда важно сохранить хорошие отношения.

Активные стратегии

К активным относятся стратегии, где забота о себе и забота о другом находятся в балансе, то есть это наиболее здоровые паттерны поведения.

  1. Коммуникация и диалог: разрешение разногласий через открытую и продуктивную беседу. В отличие от пассивных стратегий, таких как избегание или приспособление, диалог помогает понять позицию другой стороны.
  2. Сотрудничество и соглашение: каждый участник конфликта стремится совместно выработать решение, удовлетворяющее интересы всех сторон.
  3. Компромисс: Участники конфликта стремятся найти взаимоприемлемое решение, при котором каждая сторона отказывается от части своих требований.

Агрессивные стратегии

Такие стратегии используются для установления авторитета, особенно когда результат критичен.

  1. Прямое противостояние: каждый человек в конфликте настаивает на своем мнении и не готов рассматривать чужое. Стратегия эффективна, когда нужно принять быстрое решение, защитить свои права или противостоять несправедливости.
  2. Конкуренция и давление: одна из сторон стремится к достижению своих целей, используя силу, напористость и настойчивость. Возможно, в ущерб другой стороне.
  3. Убеждение и аффилиация: стратегия, ориентированная на достижение выгодного результата и сохранение отношений. От стратегии компромисса отличается глубиной вовлеченности и долгосрочностью целей. При стратегии убеждения обе стороны стремятся к полному удовлетворению интересов всех участников, тогда как компромисс предполагает готовность к уступкам для быстрого снятия конфликта.

Смешанные стратегии

Все описанные стратегии не являются взаимоисключающими, и иногда наиболее эффективным решением может стать использование различных подходов в разных частях конфликта. Например, острое противостояние в условиях малого количества времени может смениться временными взаимными уступками или приспособлением к интересам другого, если сохранность личных отношений важнее результата спора. Или, напротив, сотрудничество и поиск компромисса в условиях достаточного количества времени могут завершиться защитой своих интересов и принципиальным соперничеством с давлением.

Выбор подходящей стратегии

Если все стратегии важны и актуальны, к тому же могут сменять одна другую в ходе спора, возникает вопрос: как выбирать запускающую? Здесь стоит выделить три вспомогательных действия.

Анализ типа конфликта и уровня напряженности

Для начала оцените: может ли конфликт являться результатом разных целей, ценностей, ролей? Насколько конфликт значим для вас и вашего оппонента? Можно ли найти компромиссное решение или необходимо решительное действие?

Затем оцените, с кем имеете дело: ищет ли ваш противник конфликтов или избегает их, как обычно общается и как предпочитает завершать дискуссии. Понаблюдайте за поведением оппонента во время напряженных переговоров и обратитесь к коллегам для подтверждения своих наблюдений.

Подготовка и планирование

Подготовьте сценарии своего поведения на разные случаи:

— если собеседник будет сам провоцировать конфликт;

— если собеседник решит перейти от диалога к контрнаступлению и начнет кричать;

— если собеседник будет игнорировать ваши попытки обсудить конфликт и всеми способами избегать его.

Адаптация стратегии к ситуации и собеседнику

Адаптация стратегии позволит подобрать наиболее эффективные методы действий и максимально увеличить шансы на позитивный исход.

  1. Если оппонент избегает прямых столкновений, начните с максимально мягкого подхода — приспособления или компромисса. Предлагайте участвовать в обсуждении только после создания комфортной обстановки.
  2. Если оппонент склонен к агрессивной конфронтации, будьте готовы защищать свой интерес, но старайтесь найти точки соприкосновения для перехода к сотрудничеству.

Эффективность стратегии поведения в конфликтах

Разберем важность правильного поведения в конфликтах на реальном примере. Вас неожиданно повысили и назначили менеджером проекта по разработке нового программного обеспечения для компании. В вашу команду вошли сотрудники из разных отделов, включая старого друга и опытного разработчика. Однако друг на совещаниях чаще всего молчит и редко предлагает помощь. Говорит, только чтобы критиковать ваши действия. Вы понимаете, что что-то идет не так, и остальные члены команды тоже это замечают. Они пытаются сменить тему каждый раз, когда напряжение в комнате становится ощутимым. После нескольких недель такого поведения вы решаете поговорить с другом начистоту.

Вместо ответа на вопросы друг начинает кричать, что вы плохо управляете проектом, поэтому ничего не добьетесь, а вся команда зря теряет время. Из-за внезапного нападения и инстинктивного желания защититься вы также повышает голос. Рабочий конфликт грозит перерасти в личную перепалку и разрушить любые отношения.

Но тут вы оба вспоминаете, что с утра читали статью про стили поведения в конфликтах и решаете перейти с агрессивных на активные стратегии, то есть начать коммуникацию и найти компромисс. Выясняется, что друга раздражает, что вы игнорируете его опыт. Вы же ожидаете, что люди сами будут высказывать идеи, если они у них есть. Обсудив противоречия, вы решаете изменить подход к ведению совещаний и теперь спрашиваете мнение каждого члена команды. Это делает работу более прозрачной, а атмосферу в коллективе благоприятнее — сотрудники могут открыто высказывать свои пожелания и сомнения, без эскалации конфликта.

Полезная литература

Пример выше доказывает, что конфликты на рабочем месте могут приводить к положительным изменениям, если подходить к ним конструктивно, то есть правильно оценивать поведение оппонента и просчитывать возможные варианты развития событий, чтобы выбрать лучший сценарий для ведения диалога.

Если вы узнали себя в одном из героев истории или просто решили научиться спорить по правилам, вот несколько полезных книг от международных и отечественных авторов:

Эми Галло «Гид HBR: Разрешение конфликтов»

Эми Галло, редактор и автор статей Harvard Business Review, предлагает простую методику урегулирования сложных рабочих ситуаций, основываясь на опыте 30 экспертов в сфере управления конфликтами. Вы сможете понять, к чему вы склонны больше — искать или избегать выяснения спорных ситуаций, определить наиболее частые причины разногласий и узнать, какие подходы лучше соответствуют тем или иным сценариям. Разобравшись в процессе, вы научитесь эффективнее управлять конфликтами.
Читать
Эми Галло «Гид HBR: Разрешение конфликтов»

«Сценарии конфликтов: Как без нервов улаживать споры и проблемы на работе и в жизни» Марины Майоровой

Автор книги рассказывает, что следует воспринимать конфликт как сценарий, в котором есть действующие лица и сюжет. Используя авторскую методику, вы научитесь управлять конфликтами и создавать свои сценарии отношений. Методика автора подтверждена практикой из сотни благополучно разрешенных кейсов в личностном, семейном и организационном консультировании.
Читать
«Сценарии конфликтов: Как без нервов улаживать споры и проблемы на работе и в жизни» Марины Майоровой

«Как общаться с трудными людьми: Слышать, понимать, договариваться и справляться с эмоциями» Майка Эннесли

Читать
«Как общаться с трудными людьми: Слышать, понимать, договариваться и справляться с эмоциями» Майка Эннесли

«Почему мы ссоримся с любимыми и как построить здоровые отношения без обид» Викрана Сентиса.

Из этой книги вы узнаете, как взглянуть на себя и партнера без розовых очков, научиться слышать друг друга и избегать ненужных ссор. А главное — вы сможете выстроить крепкие, гармоничные отношения, в которых ценятся взаимоуважение, поддержка и, конечно, любовь.
Читать
 «Почему мы ссоримся с любимыми и как построить здоровые отношения без обид» Викрана Сентиса.

Поделиться статьей:

Вам может понравиться

Форма подписки