«Алло, Галочка!»

Звонки и СМС из банка

workshop_block-text-title1

Дисклеймер, который стоит поместить в начале этого урока, он же его краткий пересказ: банк никогда, НИКОГДА не будет звонить вам с просьбой сообщить личные данные. В то же время это не значит, что банк совершенно никогда не захочет связываться с вами по своей инициативе. Давайте разбираться.


— И что же, банк совсем никогда не позвонит?

— Не совсем так. Для начала разделим все банковские карты на дебетовые — те, на которых хранятся ваши собственные деньги, и кредитные — те, с помощью которых вы берете у банка в долг. Если у вас есть кредитная карта и вы случайно (или не очень) просрочили платеж — банк вам позвонит. Не сразу, через некоторое время, но поинтересуется, все ли у вас в порядке. В таких случаях не рекомендуется игнорировать звонки или бросать трубки, ведь задача банка — не напугать вас, а получить ваши (вернее, свои, а еще точнее — других клиентов) деньги обратно.

Если же у вас есть только дебетовая карта и вы уверены, что никаких долгов и кредитов у вас нет, тогда вероятность того, что банк вдруг сам вам позвонит (если вы ранее не попросили об этом на сайте), снижается практически до нуля и сводится, прежде всего, к проверке подозрительных транзакций.


— Но разве не это основной трюк мошенников?

— Да, и он тоже. Часто мошенники говорят именно о том, что с вашего счета проводится какое-то подозрительное списание (обычно на большую сумму), и, пользуясь вашим шоком и страхом потерять деньги, вытягивают из вас сначала личные данные, а потом и деньги. 


— Если и настоящий банк, и мошенники звонят по одному и тому же поводу, как тогда понять, кто есть кто?

— Есть несколько способов понять, что вам звонит не настоящий сотрудник банка. Первый уже описан в начале урока — сотрудник банка никогда не просит сообщить ему личные данные. Если и случилось такое, что банк звонит вам, чтобы спросить, совершили ли вы ту или иную транзакцию, никаких кодов на обратной стороне карты или из СМС настоящий сотрудник не попросит, эти данные ему не нужны, чтобы разрешить или запретить транзакцию. К тому же большинство банков сначала блокируют платеж, если считают его подозрительным, а уже потом разбираются. 

Еще один способ — узнать и записать номера, которые действительно принадлежат банку. Тогда даже подмена номера очень похожим не сможет вас запутать.


— Мне позвонили. Я не знаю точно, мошенник ли это. Как себя вести?

— Успокойтесь. Мошеннику выгодно, чтобы вы переживали и на нервах сообщили ему все данные. Можно, например, написать в приложение банка и уточнить, они ли звонят. И вообще, если банк настоящий, то торопить вас никто не будет, лучше самостоятельно перезвонить в банк и узнать, были ли это они.


— В разговоре меня назвали по имени! Откуда мошенник может знать, как меня зовут? Значит ли это, что звонит реальный работник банка?

— К сожалению, базы телефонных номеров и других данных иногда «сливаются» в интернет. Мошенник может знать о вас многое, даже полные ФИО и адрес. А являетесь ли вы клиентом банка — можно или угадать (ведь у большинства из нас так или иначе есть карта «того самого» банка), или вообще не называть, рассчитывая на вашу невнимательность: «Добрый день, Иван Иванович, меня зовут Сергей, я сотрудник службы безопасности банка, с вашего счета сейчас происходит списание…» — если быть недостаточно внимательным, можно даже не обратить внимание, что название банка Сергей не уточнил. 


— Хорошо, со звонками разобрались, но СМС! Ведь банки очень часто высылают СМС! Вдруг и здесь мошенники?

— Да, действительно, СМС-сообщениями банк общается с нами чаще: уведомляет о списаниях и пополнениях, изменениях настроек, отправляет коды безопасности. Понять, настоящее ли сообщение, поможет, как и в случае со звонком, номер отправителя: он у банка всегда один, поэтому все его сообщения будут в одном диалоге. Если вы видите, что сообщение от вашего старого банка в диалоге первое — это повод усомниться.
Во-вторых, в наше время практически все СМС-сообщения можно заменить на пуш-уведомления из приложения банка — а их у мошенников подделать не получится.

В-третьих, сообщения с призывом что-то сделать (перейти по ссылке или позвонить) приходят от банка крайне редко, хотя и такое случается. В таких случаях, конечно, лучше все перепроверить и без подтверждения от банка никуда не нажимать. Если указан номер, то лучше не нажимать на него, а проверить, действительно ли это номер банка, и только тогда звонить.

workshop_block-text1
workshop_block-image1

В-четвертых, банк никогда не напишет вам с обычного мобильного номера в мессенджере типа WhatsApp, Viber или Telegram. Если такое случилось, это практически на 100% мошенник.

Еще одним вариантом мошенничества являются СМС в стиле «Перевели деньги по ошибке, просьба вернуть». В большинстве случаев даже «перевода» никакого не будет, а мошенник будет надеяться на то, что вам не захочется оказаться вором. 

Конечно, такие ситуации иногда происходят, и банк не всегда в состоянии помочь (например, тяжело отозвать мгновенный перевод по номеру телефона). Если вдруг такое случится, проверьте приложение банка — если кто-то действительно перевел вам деньги по ошибке, то они отобразятся на вашем счете, как и сам ошибочный перевод. 

Помните, что нет ничего плохого и стыдного в том, чтобы все перепроверить, даже если это займет какое-то время. Ведь в банке отлично понимают ваши опасения и знают, что деньги спешки не любят.

workshop_block-text1

Домашнее задание

Посмотрите все номера вашего банка на официальном сайте и запишите в телефонную книгу. Узнайте, есть ли возможность заменить СМС на пуш-уведомления. Подумайте, как еще можно обезопасить свои данные?

workshop_block-title-and-button1

Тест на проверку

ПРОЙТИ
workshop_block-title-and-button1