На протяжении шести уроков мы с вами учились распознавать различные способы мошенничества на начальном этапе, чтобы вовремя и успешно противостоять аферистам. Но что, если преступники оказались хитрее или просто хорошо подготовились?
К сожалению или к счастью, единственный способ, который может помочь, — обращение в полицию — хотя и считается, что никакого смысла в этом нет и общения с полицией лучше избегать. Конечно, полиция не может найти всех преступников и возместить все убытки, но хуже точно не будет. В сегодняшнем уроке учимся подавать заявление в полицию.
Подать заявление можно тремя способами: лично, по телефону 02 (для стационарных телефонов) или 102 (для мобильных), почтой, а также онлайн на сайте МВД вашего региона https://77.mvd.ru/request_main .
Самый надежный способ — лично. Необходимо прийти в любое отделение полиции и обратиться в дежурную часть. Дежурный обязан выдать вам бланк заявления. Не обязательно объяснять ему, что произошло, потому что рассмотрением вашего заявления будут заниматься другие люди, дежурный их только принимает.
В заявлении укажите свои данные, опишите все обстоятельства, при которых было совершено преступление: место, время, имена преступников, если вы их знаете, номера телефонов и адреса сайтов, если преступление было совершено в интернете, номера счетов — свой и преступника — если вы переводили деньги, свидетелей и очевидцев, если такие есть.
Необходимо также добавить «просьбу, адресованную руководителю правоохранительного органа о принятии установленных законом за совершение противоправного деяния мер». Бланк заявления содержит подсказки по заполнению.
Не стоит добавлять ничего от себя: оценочные суждения (я думаю, мне кажется, я полагаю) все равно не будут приняты во внимание, а за ложные сведения о преступлении полагается ответственность по статье 306 УК РФ, о чем заявитель тоже должен быть предупрежден.
Подтверждением того, что заявление приняли и зарегистрировали, является талон-уведомление, который выдается тем же сотрудником. Он должен содержать номер заявления, сведения о заявителе и дежурном, номер телефона отделения полиции, по которому можно узнать, как обстоят дела с расследованием.
Иногда случаются ситуации, в которых сотрудники полиции по тем или иным причинам не хотят принимать ваше заявление, ссылаясь на время, место происшествия или другие факторы.
Помните, что дежурный обязан принять и зарегистрировать каждое заявление, вне зависимости от времени обращения, места совершения или наличия состава преступления — решение о возбуждении дела остается за следователем и выносится позже. Помните, что отказ принять у вас заявление незаконен, за это сотрудник полиции может быть наказан.
В случае если заявление в полиции принимать отказываются, следует прямо из отдела полиции позвонить на номер 102/112 и сообщить, что сотрудник отказывается принимать заявление. Если и это не сработало, следует пожаловаться в прокуратуру, это можно сделать, например, на сайте Госуслуг.
Обращения по телефону и онлайн отличаются от личных только способом передачи информации: вместо талона вам придет письмо на электронную почту, или же регистрационный номер вам сообщит сотрудник, принявший ваше устное заявление по телефону.
По закону, решение по заявлению должно быть принято в течение трех суток с момента подачи, однако этот срок может быть продлен до 10 и даже 30 дней, в зависимости от обстоятельств произошедшего. В это время вы можете узнавать о ходе расследования по телефону отделения, который, как мы помним, будет написан в регистрационном талоне (или письме, если заявление подавалось онлайн). Полиция также может связаться с вами, чтобы уточнить какие-то детали происшествия.
После принятия решения, в течение суток полиция обязана уведомить вас о нем: это может быть традиционное или электронное письмо. Полиция может принять решение:
— О возбуждении уголовного дела.
— Об отказе в возбуждении уголовного дела.
Почему могут отказать? Обычно отказывают в случае, если нет финансового ущерба. Получается, что мошенник в таком случае не добился своей цели, поэтому состава преступления нет. Еще одна причина отказов, которая уже упоминалась выше, — отсутствие данных заявителя.
— О направлении по подследственности, то есть передаче дела в орган, в компетенции которого находится расследование подобных преступлений.
Любое решение можно обжаловать. Это делается через руководителя отдела полиции, прокуратуру или суд. При этом, если вам отказали в обжаловании в полиции, вы все еще можете обратиться в вышестоящие (прокуратура или суд) органы.
Вероятность успеха, к сожалению, невысока, но все же выше, чем если не сделать ничего или воспользоваться услугами разного рода «решал» (которые тоже являются мошенниками).
Если мошенники украли деньги с карты, можно попробовать оспорить транзакцию в банке, однако это довольно сложная процедура, требующая доказательств того, что транзакция ошибочна. И для этого, кстати, факт подачи заявления в полицию может пригодиться.
Теперь, когда вы знаете чуть больше о том, как подавать заявления в полицию, вас ждем домашнее задание и небольшой тест.
Найдите сайт МВД своего региона, на который вы сможете быстро подать заявление о мошенничестве.
Заполняя эту форму, вы подтверждаете, что ознакомились с Правилами сайта , и даете согласие на обработку своих персональных данных.
В ближайшее время мы свяжемся с вами для уточнения деталей, после чего подготовим индивидуальное коммерческое предложение под ваши задачи.
Заполняя эту форму, вы подтверждаете, что ознакомились с Правилами сайта, и даете согласие на обработку своих персональных данных.