Уже не первый год креативность входит в топ навыков, которые работодатели хотят видеть в своих
сотрудниках. Креативное мышление, воображение, творчество давно не удел художников и сценаристов,
а конкурентное преимущество. Креативность помогает оптимизировать рабочие процессы или найти решение,
которое продвинет компанию на новый рынок без особых затрат. Без неё выжитьв быстроразвивающемся мире почти
невозможно. А роботы креативности пока не научились.
Креативность — навык
А любой навык можно прокачать. Для этого мы собрали этот воркшоп: мини-лекции, которые помогут
определить ваш уровень креативности, освоить инструменты и методики и выйти на новый уровень
в презентациях, защите проектов и генерации идей. Готовы?
Что такое креативность
Профессиональный креативщик Игорь М. Намаконов даёт такое определение креативности — «умение соединить
уже известные элементы уникальным образом». Давайте разложим это определение по полочкам:
-
Чтобы знать известные элементы, нужно обладать достаточной насмотренностью и опытом.
-
Чтобы соединить эти элементы, надо знать методы и инструменты креативного мышления.
-
Чтобы оценить уникальность своей работы, нужно уметь отличать хороший результат от плохого.
Каждый из этих трёх элементов можно прокачать.
Представьте, что креативное мышление — мышца. Если каждый день заниматься бегом, рано или поздно
вы сможете пробежать марафон. Если стучать мячом о стенку, отрабатывая подачу, сможете выиграть
теннисный турнир. Если применять методы креативного мышления к повседневным задачам, рано или поздно для
того, чтобы скреативить, вам потребуется не больше минуты.
Вы знаете хотя бы одного человека без мышц? И я не знаю. Зато я знаю, что мышцы
могут быть дряблыми, не прокачанными. То же самое и с креативностью: она есть
у каждого, но далеко не каждый держит её в тонусе и подкачанном виде.
Игорь М. Намаконов
Существует ли креативная мышца?
Мы говорим про креативность как про мышцу не просто так. Даже если отследить физическую
«прокачку» невозможно, мозг серьёзно меняется при регулярных тренировках. Этот эффект
«креативной мышцы» подкрепили доказательствами китайские ученые в 2016 году.
Они провели эксперименты с 40 добровольцами. Каждый день участникам давалось 28 минут
и четыре задания. Им нужно было:
-
подумать о причинах ситуации;
-
представить себя в утопической ситуации и найти оригинальное решение;
-
придумать, как сделать продукт более популярным и интересным;
-
придумать, как использовать предмет необычным образом.
После 20 дней тренировок учёные просканировали мозг участников на фМРТ и обнаружили
физиологические изменения. Увеличились объёмы серого вещества в дорсальной зоне передней поясной коры,
которая активируется во время генерации идей. Произошли функциональные изменения в задних отделах
мозга и дорсолатеральной префронтальной коре. На поведенческом уровне увеличилась оригинальность
и беглость ответов.
Китайские учёные в заключении исследования пишут:
Отрадно наблюдать, что нейронная пластичность может быть достигнута посредством тренировок, не только
с помощью физических упражнений или рабочей памяти, но также с помощью сложных когнитивных
способностей, таких как креативность. Очевидно, можно развить творческие способности человека с помощью
хорошо разработанных программ обучения, которые могут способствовать социальному развитию и человеческой
цивилизации
Игорь Намаконов «Кроссфит мозга»
Быстро придумать оригинальный ответ на неожиданный вопрос. Найти решение в экстренной рабочей
ситуации. Подобрать чёткие аргументы в пользу вашей идеи. Эти навыки пригодятся в любой сфере
деятельности. А развить их можно, если регулярно тренировать своё креативное мышление.
Игорь Намаконов, креатор почти с 20-летним стажем и владелец креативного агентства, предлагает
систему из 23 упражнений для всесторонней прокачки «мышц» мозга, отвечающих
за креативность.
Вы начнёте видеть любопытные детали в окружающем мире, сможете прогнозируемо находить свежие
и эффективные решения в любых ситуациях (от планирования детского дня рождения
до организации отпуска и придумывания названия для своего бизнеса), научитесь адекватно оценивать
свои и чужие идеи.
Кому нужна креативность
Математикам и физикам, чтобы искать новые решения старых задач или представлять вещи, которые они никогда
не видели, — например, чёрную дыру. Менеджерам и руководителям, чтобы находить новые
способы двигать развитие команды и компании. Тестировщикам, чтобы находить способы делать рутинные задачи
за 15 секунд, вместо 15 минут. Секретарям, копирайтерам, бухгалтерам
и охранникам — всем, кто хочет каждый день уделять больше времени не рутинным задачам, а,
например, обучению чему-то новому.
Эдвард де Боно в книге «Гениальность» замечает, что практическая потребность в творчестве возникает в
двух случаях:
-
Когда существует реальная потребность в новой идее и мы не можем двигаться без неё дальше:
наступил экономический кризис, завтра презентация нового продукта, все сотрудники перешли на удалёнку
и нужно переоформить полный пакет документов. Это могут быть проблема, кризис или конфликт. Нестандартный
подход — единственная надежда.
-
Когда нет насущной необходимости в новой идее, но такая идея может принести новые возможности:
придумать, как автоматизировать процесс, найти новые способы делать ту же работу, по-другому посмотреть
на уже привычные вещи.
Но, если отступить от невероятной пользы креативности на работе, можно заметить, что воображение сделает вас
свободнее, счастливее и открытее новому в обычной жизни. Вы сможете увидеть альтернативное решение любой
проблемы, рамки станут почти незаметными, а чувство юмора достигнет небывалых высот.
перейти к следующему уроку