Мы выбрали три упражнения из книги Игоря М. Намаконова «Кроссфит мозга». Они помогут вам развить насмотренность, начать пользоваться методами креативности и правильно оценивать результат своей работы.
Пять чувств среды
Наше тело подобно колеснице, в которой пятерка лошадей — это чувства, а вожжи в руках возницы — ум.
Необходимо приручить свои чувства ради служения уму. Что мы знаем о своих чувствах? Общепризнанно, что у нас их пять и они легко вовлекаются в игры и приключения. Прекрасно. Давайте воспользуемся этим и дадим возможность каждому чувству вступить в контакт с нашей средой обитания, то есть районом, где живём, а ум пусть фиксирует результаты. Обязательно используйте дневник вдохновений и переживаний.
-
Зрение — Спонтанное искусство
Прогуляйтесь по своему району.Найдите и подробно опишите «произведения искусства» (не менее десяти), созданные неумышленно в процессе соединения человеческой деятельности и природы. Примеры: дыра в асфальте, обшарпанное здание, ржавчина на брошенной машине, проросшее через бетонную стену дерево и так далее.
-
Обоняние — Запахи района
Составьте список запахов своей улицы (не менее десяти). В описании делайте акцент на составные элементы запаха, или, как говорят парфюмеры, присутствующие нотки. Дополнительными графами при описании могут быть: источник запаха, ваши переживания при встрече с запахом.
-
Осязание — Тактильные маркеры
Создайте тактильную карту местности, в которой живёте. Соберите материалы с разной фактурой, вклейте их в дневник (не менее десяти), опишите их источник, предположите альтернативное использование каждого варианта.
-
Слух — Локальные легенды
Опишите район местными историями. Для этого нужно не читать и выдумывать, а выйти на улицу и расспросить о районе не менее трех человек.Во время общения пользуйтесь диктофоном либо дневником переживаний. Для удобства представляйтесь блогером или корреспондентом выдуманного СМИ.
-
Вкус — Продуктовый развал
Отправляйтесь на рынок или в супермаркет за необычным. Купите то, что никогда не пробовали, не менее трех наименований. Купите немного: столько, сколько достаточно для дегустации. Как можно подробнее описывайте то, что почувствуете во время пробы: элементы вкуса, свои переживания, возникшие спонтанно мысли.
Такой способ погружения позволит шире посмотреть на привычный мир, наполнит ум большим количеством свежих аналогий о месте вашего проживания. Определённо, это изменит картину восприятия. И самое интересное, что по ходу выполнения упражнений без каких-либо усилий вам в голову начнут сыпаться различные идеи, связанные с местом: дом, двор, улица — окружающая среда начнет провоцировать творческую активность, рождать свежие ассоциации.
Бодрая скрепка
Лёгкое и тонизирующее упражнение, на выполнение которого потребуется 40 минут.
-
первая часть упражнения
Включите таймер на своём телефоне. Ваша задача — за 10 минут придумать максимальное количество вариантов нецелевого использования простой канцелярской скрепки.
Важнейшим условием выполнения является спонтанность придумывания. Ни в коем случае не анализируйте свои варианты. Фиксируйте любую глупость или умность, которая придёт вам в голову.
Вы получили определённое количество вариантов. Важно, что вы можете назвать точное их количество.
-
Вторая часть упражнения
На 15 минут нагрузите свой организм любым из вариантов, например, постояв в планке.
Не забывайте во время занятия активно дышать. Важно насытить кровь кислородом. Поехали.
-
третья часть упражнения
Снова на 10 минут с таймером нужно погрузиться в выдумывание наибольшего количества вариантов нецелевого использования обычного предмета.
Скрепку больше не берём, а берём карандаш, кроссовку, фитбол, заколку, наушники или помаду. Если варианты не нравятся, возьмите свой. Главное: предмет должен быть прост и его можно положить перед собой, чтобы крутить-вертеть-подбрасывать и рассматривать со всех сторон. Варианты записываем и нумеруем на новом листе бумаги, также от руки.
-
четвертая часть упражнения
Теперь сравните количество вариантов, которые пришли вам в голову со скрепкой и вторым предметом.
Зафиксируйте разницу в количестве идей. При интенсивном выполнении физических упражнений спонтанное количество идей естественным образом увеличивается на 20–30%. В следующий раз можете выполнять упражнение, сразу начиная с физической нагрузки.
7+
Теперь необходимо натренироваться определять, насколько уникальна придуманная вами идея. Оценка креатива — третий слон, на котором держится планета вашей креативности.
В качестве метода предлагаем попробовать систему «7+», разработанную Майклом Конрадом, возглавляющим Берлинскую школу креативного лидерства. Конрад придумал её для оценки креатива в рекламе. Перед началом тренировки нам нужно разобраться с критериями, соответствующими каждой оценке. Шкала десятибалльная.
-
Отвратительно, неуместно, вызывает брезгливость.
В качестве примера проявления такого креатива можно назвать новость от 26 марта 2014 года про купание сотрудников омской сыроварной фабрики в ванне с молоком. Да, это тоже креатив: ванну с молоком соединили с сотрудниками. Получилось отвратительно, потому что по логике молоко из ванны должно потом пойти на производство сыра.
-
Деструктивный креатив, хуже темы, для которой он был придуман.
Опять же возьмем новости центральных телеканалов: новость про школьный танец пчёлок в стиле тверк от 13 апреля 2015 года. Это креатив на двоечку.
-
Убогое клише в основе креатива. По этой причине он незаметен, мы не обращаем внимания на такое.
Этого балла достойны многочисленные проходные российские фильмы, например: «В спорте только девушки» — перефразированное название американского фильма, предсказуемый сюжет, малоизвестные актёры в составе.
-
Клише и неоднократные повторения одного и того же.
Всё, что вы можете охарактеризовать словом «стандартный», оценивается на четыре балла по системе «7+». Отличие от креатива на три балла заключается в том, что вы всё-таки получаете какие-то эмоции и воспоминания, однако они не добавляют ничего нового в ваше представление о мире.
-
В центре внимания человек со своими потребностями и особенностями.
Лучший подход для создания такого креатива — «Делать как для себя». Обратите внимание на то, что можно улучшить рядом с собой, как сделать чуть приятнее, интереснее, комфортнее свою жизнь. Это верный шаг в сторону генерации креатива на «пятёрку».
-
Свежая идея, которая может влиять на жизнь человека.
Пример из жизни: несколько банков в один момент повсеместно установили по Москве велосипеды для передвижения по столице. Уже через год после запуска этой активности город заполнили регулярно катающиеся на велосипедах жители. Возможно, это ещё не заставило многочисленных автомобилистов пересесть на велосипеды, но совершенно точно дало альтернативу передвижения по городу в критические моменты или просто для удовольствия и возможности посмотреть на Москву под другим углом.
-
Креатив, который вдохновляет и подталкивает к действию.
Сборная Исландии по футболу на Евро-2016, впервые сыгравшая на чемпионате такого уровня и дошедшая до ¼ финала, была креативна на «семь». Кондуктор Виктор Лукьянов из Петербурга прославился тем, что всегда находил способ превратить для пассажиров поездку в троллейбусе в настоящий праздник: всегда в белой рубашке и с закрученными усами, он раздавал безбилетникам конфеты, а во время зимней Олимпиады в Сочи оповещал пассажиров о победах российской сборной и мог поздороваться на ста языках. Это тоже «семь», потому что вдохновляет и побуждает к действию.
А вот теперь самое время объяснить, почему техника называется «7+», но при этом в ней 10 баллов. Дело в том, что креатив от 1 до 7 баллов — самый распространённый и его с разной частотой, но можно встретить в повседневной жизни. Начиная с «восьми», мы имеем дело с «Красной книгой креатива»: редкими случаями и решениями.
-
Креатив, меняющий образ мысли; креатив, который задаёт новые стандарты в отдельно взятой категории, направлении.
Такую роль для кино сыграл в своё время фильм «Матрица». Такую роль для футбола в прямом и переносном смысле также сыграл Роналдиньо, обладатель «Золотого мяча»: своей манерой и техникой он вдохновил целое поколение футболистов на совершенно новый подход в обращении с мячом. Компания Tesla, на глазах меняющая индустрию автомобилестроения, и Zappos, изменившая отношение к покупке традиционных предметов обихода, также заслуживают восьми баллов.
-
Креатив, меняющий образ жизни, задающий новые стандарты коммуникации между людьми.
Фестиваль Burning Man, соцсеть Facebook.
-
И, наконец, креатив, задающий новые мировые стандарты, формирующий новые эстетические нормы.
Такой уровень можно обнаружить в деятельности компаний Apple, Uber, SpaceX, потому что эти компании устанавливают новые правила поведения для человечества.Мало кто способен достичь этого уровня, но такого креатива и не должно быть много. Революции не должны быть регулярными, но что точно можно делать регулярно — так это не опускаться ниже «четверки» при генерации идей по системе «7+».