Креативные методы часто используют для решения задач, например, таких:
-
Клиент пришёл к вам с большим проектом и вам нужно представить концепт и идею, чтобы
получить финансирование.
-
Вы хотите поменять процессы внутри своей компании, например, отменить оплату наличными или заменить
работников роботами. Вы не знаете, насколько эффективно и целесообразно это будет.
-
Кампания по продвижению продукта провалилась, и вам нужно найти первопричину, чтобы следующая
кампания прошла успешнее.
Мы собрали 8 методов разного типа сложности, которые вы можете
использовать в своей работе и жизни для креативного решения проблем.
1 Фрирайтинг
Время: 10 минут.
Что нужно: блокнот, ручка, таймер.
Фрирайтинг — метод свободного письма, который призван разбудить вашу креативность
и не дать внутреннему цензору вмешаться в процесс.
Поставьте таймер на 10 минут, возьмите блокнот и ручку. За отправную точку берите проблему
или задачу, которую хотите решить: сформулируйте её и кратко запишите в начале листа.
А потом начните писать всё, что приходит в голову, не останавливаясь и не редактируя.
Никто, кроме вас, это не прочитает, поэтому логика, пунктуация, аккуратность — всё это неважно.
Вы можете сжечь лист в любой момент, и никто не узнает, что вы пишете.
Это упражнение помогает задавить своего цензора потоком слов и высвободить креативость. Если понимаете, что
отклонились от темы, напишите «я отклонился от темы, надо вернуться»
и посмотрите на вашу цель в начале. Если писать не о чем, пишите ерунду, пока
в голову не придёт любая мысль. Можете написать «абрикос бла-бла-бла лялялял нога рука окно
вкусно пахнет из него» или все цифры по порядку, пока в голову не придёт мысль.
Когда время закончится, переключитесь на что-нибудь или пару минут ничего не делайте. Чуть
позже внимательно прочтите написанное, выделяя интересные слова, фразы и мысли в тексте. Переносите
их на отдельный лист, чтобы структурировать. Обычно в момент выбора и переноса появляются
идеи и новые вопросы, которые тоже можно выписать на отдельный лист.
Повторите сеанс ещё пару раз в течение 3‒4 дней и, скорее всего, сможете найти решение своей
проблемы.
2 Пять «почему?»
Время: несколько часов.
Что нужно:блокнот, ручка.
Эта техника очень похожа на то, как познают мир дети. Вы просто повторяете вопрос
«почему?», пока не докопаетесь до сути проблемы.
Таким образом вы находите первопричину, исправив которую вы сможете решить большую проблему или
получить ответ на свой вопрос. Изобретение техники приписывается Сакити Тоёда, она используется
в компании Toyota для развития производства.
Проведём параллель с болезнью: представьте, что вы жалуетесь врачу на боли и высокую
температуру. Однако боли и жар — не проблема. Это лишь её симптомы. Проблема
в том, что вы плохо себя чувствуете. Чтобы определить причину, доктору нужна информация, поэтому
он выслушивает ваши жалобы, делает анализы и собирает факты.
Метод очень простой. Каждый последующий вопрос «почему?» задается к ответам на предыдущий.
Вопросов может быть как пять, так и больше, главное — докопаться до корня проблемы.
В процессе обычно строят таблицу причин: её можно просто нарисовать на бумаге. Помните, что
в этом методе не нужно искать виноватых, — только первопричину.
-
Сформулируйте проблему и запишите её на листе бумаги.
-
Определите основные моменты, которые могут привести к возникновению этой проблемы.
-
Выберите первую ветвь и задайте вопрос «Почему это произошло?». Кратко запишите варианты
ответов.
-
К каждой из причин задайте вопрос «Почему это произошло?».
-
Если вы можете дальше детализировать ответ, то снова задайте вопрос «Почему это
произошло?». Обычно пяти повторений цикла достаточно, чтобы приблизиться к причине.
-
Проработайте все оставшиеся подсистемы вашей системы по алгоритму.
-
Соберите и проанализируйте все причины.
3 Визуализация
Время: от нескольких часов до нескольких дней.
Что нужно: компьютер или смартфон.
Визуализацию часто используют в работе дизайнеры и фотографы, чтобы собрать цельную картинку
проекта.
Поставьте таймер на 10 минут, возьмите блокнот и ручку. За отправную точку берите проблему
или задачу, которую хотите решить: сформулируйте её и кратко запишите в начале листа.
А потом начните писать всё, что приходит в голову, не останавливаясь и не редактируя.
Никто, кроме вас, это не прочитает, поэтому логика, пунктуация, аккуратность — всё это неважно.
Вы можете сжечь лист в любой момент, и никто не узнает, что вы пишете.
Это упражнение помогает задавить своего цензора потоком слов и высвободить креативость. Если понимаете, что
отклонились от темы, напишите «я отклонился от темы, надо вернуться»
и посмотрите на вашу цель в начале. Если писать не о чем, пишите ерунду, пока
в голову не придёт любая мысль. Можете написать «абрикос бла-бла-бла лялялял нога рука окно
вкусно пахнет из него» или все цифры по порядку, пока в голову не придёт мысль.
Когда время закончится, переключитесь на что-нибудь или пару минут ничего не делайте. Чуть
позже внимательно прочтите написанное, выделяя интересные слова, фразы и мысли в тексте. Переносите
их на отдельный лист, чтобы структурировать. Обычно в момент выбора и переноса появляются
идеи и новые вопросы, которые тоже можно выписать на отдельный лист.
Повторите сеанс ещё пару раз в течение 3‒4 дней и, скорее всего, сможете найти решение своей
проблемы.
4 Метод Уолта Диснея
Время: от 2 часов.
Что нужно: три стула, блокнот и ручка.
Уолт Дисней — один из самых креативных гениев современности, и с этим трудно
поспорить. Неудивительно, что у него была собственная креативная методика.
Для творческих озарений Уолт использовал три стула: мечтателя, реалиста и критика. Вы принимаете
на себя одну из трёх ролей, при этом физически перемещаясь: из комнаты в комнату или
со стула на стул.
Стул мечтателя
Эта роль позволяет мечтать и фантазировать: придумывайте самые невероятные образы и решения,
переворачивайте устоявшиеся концепты, играйте с возможностями, сочетайте несочетаемое. Никаких рамок,
главное, не быть серьёзным и последовательным, для этого есть следующий стул.
Стул реалиста
Задача реалиста — развить фантастические идеи мечтателя и понять, что из этих фантазий
можно использовать в жизни. Тут как раз нужно рассматривать всё дотошно, быть серьёзным и логичным,
последовательным.
Стул критика
На этом стуле вам нужно беспощадно раскритиковать всё предложенное мечтателем и реалистом. Вам нужно
задавать себе строгие вопросы: «Что скажет потребитель, если столкнется с этим в жизни? Как
мы это будем производить? Это вообще можно произвести сегодня? Какие риски выбранного решения самые
видимые? Какие подводные камни?»
5 Морфологический анализ
Время: несколько часов.
Что нужно: таблица
Суть метода в построении таблиц, которые должны охватить все мыслимые варианты. Это буквально метод
перебора, проб и ошибок.
Вы рассматриваете все возможные варианты решения проблемы,один из них точно должен подойти.
Например, требуется предложить новую упаковку для изделий. Если на одной оси записать 20 видов
материалов (металл, дерево, картон и т.д.), а на другой — 20 видов форм (сплошная
жёсткая упаковка, сплошная гибкая упаковка, реечная упаковка, сетчатая и т.д.), получится таблица,
включающая 400 сочетаний, каждое из которых соответствует одному варианту. Какой-то один точно
подойдёт.
6 Мозговой штурм
Время: от нескольких часов до нескольких дней.
Что нужно: блокнот и ручка.
Мозговой штурм — знакомая всем практика.
Она была изобретена в 1930-е годы одним из копирайтеров и основателей агентства BBD&O
Алексом Осборном. Суть техники проста: собирается группа людей и коллективными усилиями придумывает
несколько идей для решения проблемы.
В основе метода — четкая мысль: процесс генерирования идей необходимо отделить от процесса
их оценки. При обсуждении задачи многие не решаются высказать смелые, неожиданные идеи, опасаясь
насмешек, ошибок, отрицательного отношения руководителя и т.д. Если же такие идеи всё-таки
высказываются, их зачастую подвергают уничтожающей критике другие участники обсуждения: идеи гибнут,
не получив развития. Осборн предложил вести генерирование идей в условиях, когда критика запрещена;
наоборот, всячески поощряется каждая идея, даже шуточная или явно нелепая
Генрих Альтшуллер
Мозговой штурм делится на три этапа:
-
Постановка проблемы.
На этом этапе участники группы чётко определяют проблему или задачу, формируют вопрос, на который
стремятся найти ответ. Лучше всего его записать.
-
Генерация идей.
Начинайте накидывать и записывать варианты решения задачи. Тут есть несколько четких правил:
-
Не допускается никакая критика и оценка в процессе. Даже хвалить идеи нельзя, просто
записывать их.
-
Нет никаких ограничений на количество идей: больше — лучше.
-
Любую идею можно улучшать и комбинировать с другой. Чем абсурднее результат — тем
лучше.
-
Группировка и оценка идей.
На этом этапе хаотичные идеи классифицируются, анализируются и оцениваются. Хорошо, если это
делает группа специалистов, у которых есть чёткие критерии отбора идей. Часто этот этап пропускается,
и участники просто выбирают понравившееся им решение.
Одна из разновидностей метода — обратный мозговой штурм. Здесь вы просите участников
генерировать только негативные ситуации или идеи. Это поможет увидеть тонкие места в работе, понять, как
вы можете справиться с определёнными проблемами и заранее предугадать ошибки проекта.
7 Синектика
Время: несколько часов.
Что нужно: группа специально обученных людей, блокнот и ручка.
Метод синектики был разработан Уильямом Дж. Гордоном в 40-х годах ХХ века и описан в его
одноименной книге.
С английского synectics — «совмещение разнородных элементов». Это такой
усовершенствованный и более сложный мозговой штурм. Участники предлагают не готовые идеи,
а аналогии со свойствами других предметов. Незаконченные мысли выражаются в виде расплывчатых
образов, сравнений и примеров — из них уже складывается идея.
Синектика опирается на пять аналогий-операторов: прямую, личную, символическую, образную
и фантастическую. Все вещи связаны друг с другом и в чём-то очень похожи —
физически, концептуально, психологически или символически. Синектика — процесс поиска и создания
новых ассоциативных связей.
-
Прямая аналогия.
Прямое сравнение похожих фактов в научном мире. Например, чтобы изобрести самолёты и многоэтажные
дома, люди присмотрелись к природе — птицам и муравейникам.
-
Личная аналогия.
представьте себя тем, о чём идёт речь в задаче: предметом, явлением, проблемой. Здесь важно
вжиться в роль и не давать слова блокирующему воображение внутреннему критику. Хорошо, если
у синектика есть способность к перевоплощению или актёрские замашки. Из этой роли
высказывайте всё, что чувствуете.
-
Символическая аналогия.
Аналогия позитивного скептицизма. Синектор должен понять и описать суть явления, затем найти
противоположность этому явлению, обнаружить и кратко описать связь между этими явлениями. Даже если
связь эта будет нелогичная и странная.
-
Образная аналогия.
Замените предмет изучения любым другим, удобным для сравнения. Обычно такая аналогия помогает выявить
скрытые возможности.
-
Фантастическая аналогия.
Полёт фантазии без всяких ограничений. Вы описываете результат, игнорируя все известные вам законы
нашего мира. Если физика мешает вашему результату, просто не берите физику в расчёт.
В чем сложность
Для работы в группе нужны опытные синекторы — они проходят обучение в течение года,
кого угодно взять не получится. Обычно к уже сформированной группе синекторов добавляют
эксперта-специалиста в той области знаний, к которой относится проблема. Но вы можете
воспользоваться любым из методов синектики для поиска нестандартных решений своих задач уже сегодня.
8 Метод дельфи
Время: несколько дней или недель.
Что нужно: опросник и база экспертов.
Дельфийский метод был разработан в 1950–1960-е годы в США.
Назван он так по имени Дельфийского оракула, считается, что с помощью этого метода можно
практически предсказать будущее. Используется он тоже для прогнозирования: если нужно, например,
предсказать уровень спроса на новый товар или целесообразность введения в производство новой
технологии.
Этот метод заочный, многоуровневый и анонимный. Считается, что, если опросить достаточно большую группу
экспертов индивидуально и анонимно, а потом соединить их идеи, получится надёжное
и достоверное коллективное мнение. Для этого нужна большая группа экспертов (до 20 человек)
и группа людей, которая анализирует и сводит результаты опросов и штурмов.
Этапы дельфийского метода:
-
Вы рассылаете экспертам вопрос или проблему, а они высказывают своё мнение в свободной форме
и разбивают вопрос на подвопросы. Вопросом может быть любое крупное изменение: например,
вы хотите заменить новостников на роботов или готовитесь вывести на рынок новый товар
и хотите проверить, будет ли на него спрос. По итогу этого этапа вы получаете
информацию для составления нового опросника.
-
Опросник опять рассылается экспертам. У них уточняют — можно ли добавить ещё что-то;
достаточно ли информации; есть ли дополнительная информация по вопросу? В итоге
вы снова получаете 20 вариантов ответов с дополнительными аспектами и информацией.
На основе этого составляется следующий опросник.
-
Улучшенный опросник вновь рассылается экспертам, которым теперь нужно предложить свой вариант решения
проблемы. Эксперты должны оценить проблему по аспектам: эффективность, обеспеченность ресурсами,
в какой степени соответствует изначальной постановке задачи. Таким образом выявляются суждения экспертов,
сближаются их точки зрения.
-
Операции повторяются, пока вы не получите более-менее единого мнения или пока не станет
понятно, что единое мнение получить невозможно. Обычно проводится три этапа, но если мнения сильно
разнятся, то больше.
9 Сторителлинг
Очень немного людей прирождённые рассказчики.
Сторителлинг — это один из старейших способов передачи информации, который не только
помогает вам убедительно рассказать о фактах, но и развить новые идеи. Рассказчик
должен уметь импровизировать и удерживать внимание аудитории, но и для того, и для
другого нужны внушительные навыки и большое количество практики.
Бонус
Для улучшения своего навыка сторителлинга используйте наши специальные карты.
Карты Импровизации
Это отличное упражнение для оттачивания ваших навыков повествования и импровизации. Они помогают наладить
общение с коллегами и являются хорошим инструментом для использования во время групповых
занятий.
Карты Импровизации были созданы Юргеном Аппело и его компанией Management 3.0. А ещё они
помогают вывести людей из зоны комфорта, учат, как лучше общаться и работать за пределами своих
возможностей. С ними вы сможете рассказать о новой идее, готовящемся проекте или просто
презентовать работу всей команды.
Просто скачайте их и следуйте правилам игры:
перейти к следующему уроку