Как оценить эффективность обучения сотрудника

0 отзыва 485 просмотров 8 минут

Хлебные крошки

Содержание

  1. Оценочная модель Дональда Киркпатрика
  2. Пятиуровневая модель Дж. Филипса
  3. Системная модель Стафлебима или CIPP
  4. Подход Ральфа Тайлера
  5. Оценочная модель Майкла Берда или CIRO
  6. Заключение

Контент материала

Каждый раз, когда вы проводите обучение для своей команды, вам необходимо знать, насколько оно было эффективным. Применяют ли сотрудники полученные знания на практике? И оказывает ли это положительное влияние на их роль и организацию в целом? В этом материале мы собрали несколько моделей оценки обучения, которые помогут вам ответить на подобные вопросы.

Оценочная модель Дональда Киркпатрика

Корпоративная библиотека Alpina Digital входит в издательскую группу «Альпина» — одного из крупнейших игроков на рынке деловой и профессиональной литературы. Alpina Digital помогает компаниям создать полезные книжные полки для сотрудников, чтобы знания в красивых обложках не пылились, а активно использовались в работе и помогали отдельным профессионалам, командам и бизнесу расти. В каталоге AD около четырех тысяч книг на темы лидерства и менеджмента, технологий, цифровизации, бережливого производства, развития стартапов, коммуникации, саморазвития и ментального здоровья. Подавляющее большинство книг являются прикладными и написаны экспертами: миссия AD — не только доставлять знания пользователям в понятной форме, но и помогать совершенствоваться в работе на практике.

Оценочная модель Дональда Кирпатрика остается популярной, с ее помощью можно действительно качественно оценить эффективность обучения и понять, как его улучшить в будущем. Но эта модель применима не во всех ситуациях. Она не подойдет компаниям, которые нуждаются в стоимостной оценки учебы, а также для анализа небольших образовательных программ, так как может занять слишком много времени и ресурсов.

Пятиуровневая модель Дж. Филипса

Модель Филипса стоит рассматривать как расширенную версию модели Киркпатрика, куда был добавлен пятый уровень оценки возврата инвестиций — ROI. Джек Филипс был убежден, что обучение — это важная часть бизнеса, поэтому предложил руководителям анализировать финансовую отдачу от инвестиций компании в обучение сотрудников. Для этого нужно еще на начальных этапах оценки качества учебы выбрать ее финансовые показатели, которые измеряют до и после обучения, например, затраты на разработку обучения и времени. Далее полученные результаты переводятся в денежный эквивалент и рассчитывают ROI. Этот метод, равно как и модель Кирпатрика, довольно ресурсоемкий, поэтому больше подходит для оценки дорогостоящих и долгосрочных образовательных проектов.

Системная модель Стафлебима или CIPP

Модель обычно применяется теми, кто хочет повышения эффективности образовательной программы в будущем. Разработанная Дэниелом Стаффлбимом и его коллегами в 1960-х годах система, помогает определить сильные стороны и ограничения обучения. В данной модели акцент делается на постоянном совершенствовании обучения в четырех областях программы: ее целях или миссии, планах и ресурсов, действий и результатов.

Данная методика скорее подходит для тех, кто хочет рефлексировать на тему прошедшей учебы и понять, как она повлияла на развитие навыков и квалификацию сотрудников. Чтобы получить более конкретную оценку эффективности обучения, например, ее окупаемость, придется пользоваться дополнительными инструментами.

Подход Ральфа Тайлера

Целевой подход Тайлера ориентирован на цели и он является основой для наиболее распространенных моделей разработки и оценки учебных программ. Автор предлагает начинать с определения целей обучения, далее понять, какие именно знания необходимы для достижения поставленных задач, после этого организовать учебу и на последнем этапе оценить и проанализировать опыт обучения.

Стоит отметить, что по сути подход Тайлера — это расширенная версия третьего уровня модели Киркпатрика. Минус этого метода в том, что в ней нет возможности оценить ROI.

Оценочная модель Майкла Берда или CIRO

Данная модель также похожа на систему оценки, предложенную Киркпатриком, но Берд делает акцент на показатели удовлетворенности сотрудников процессом обучения. Пожалуй, это самый человекоцентричный подход к оценки эффективности обучения, который включает в себя четыре критерия:

  1. Сontent Evaluation — оценка сути обучения;
  2. Input Evaluation — оценка на входе;
  3. Reaction Evaluation — оценка реакции на обучение;
  4. Оutcome Evaluation — оценка результатов.

Главный плюс данной модели в том, что в ней уделяется внимание учащимся. Но в ней не хватает четких ответов для бизнеса — окупилось ли обучение?

Заключение

У каждой оценочной модели эффективности обучения есть свои плюсы и минусы. Вы можете выбрать тот шаблон, который кажется наиболее подходящим, или объединить несколько моделей — взять из каждой то, что кажется полезным, или добавить специфику своей образовательной программы. Система оценки может быть довольно гибкой, поэтому главное осознать, какие параметры являются для вас приоритетными, а найти инструменты для оценки их эффективности.

Поделиться статьей:

Вам может понравиться

Форма подписки