Поскольку методика универсальна, сторителлинг может использоваться педагогом при обучении учащихся разных возрастных категорий — от дошкольников и школьников до студентов вузов и взрослых. Этот метод помогает учителю находить прямой контакт с аудиторией, устанавливать эмоциональные связи, манипулировать вниманием и чувствами слушателей, акцентировать их взгляд на важных моментах, чтобы сделать историю запоминающейся.
Сторителлинг для школьников
Приведем пример использования сторителлинга в школьном образовании. Учитель средних классов может рассказать про экономический кризис в США в 1930-х годах, перечислив даты, фамилии и основные события в хронологическом порядке. Что из этого запомнит ученик за партой? Пару имен и мало контекста.
Учитель, владеющий методом сторителлинга, пойдет другим путем и расскажет о периоде Великой депрессии с использованием героев. Например, придумает историю о семье, живущей в тех годах, опишет их повседневную жизнь, трудности, с которыми им приходится сталкиваться, и как они приспосабливаются к изменяющейся ситуации. В рассказ учитель вводит реальных людей, чтобы их истории иллюстрировали влияние экономики на общественное устройство того времени. Такой сторителлинг помогает ученикам лучше понять контекст и переживания простых американцев. Ученики легче усвоят информацию, так как смогут ассоциировать ее с собой и своей семьей.
Эффективность такого подхода заключается в том, что ученики не только зубрят факты, но развивают критическое мышление, способность к анализу и пониманию исторических процессов. Сторителлинг делает учебный материал более доступным и привлекательным, что повышает общую мотивацию и интерес учащихся к предмету.
Сторителлинг в образовании взрослых
Ключевыми особенностями успешного обучения взрослых является их активное участие в процессе, задействование собственного опыта и знаний. Сторителлинг реализует эти принципы на 100%.
Рассмотрим на примере. Допустим, HR-специалист решил интегрировать сторителлинг в процесс обучения новых игроков в команде. Вместо письма с должностной инструкцией и презентацией о продуктах компании HR-специалист может подготовить приветственное видео, где расскажет историю о том, как разные сотрудники компании проводят свой первый рабочий день: чем занимаются отделы, как выстроена структура компании и с какими бытовыми и профессиональными моментами может столкнуться новичок. Он также может привлечь более опытных сотрудников для того, чтобы они поделились опытом и дали напутствие новичкам.
Другой вариант обучения новых сотрудников — проведение игры с использованием индивидуальных карт «Первый рабочий день».
На каждой карточке можно расписать серию загадок и маленьких задач, связанных с историей компании и ее ценностями. Так новички не только стимулируют креативное мышление, но и узнают больше о культуре компании.
При обучении бухгалтерскому учету, преподаватель может рассказать историю банкротства известного предпринимателя и вместе со слушателями сформулировать ключевые ошибки компаний и методы их предотвращения. А учитель английского языка вместо теоретической информации может поместить учеников в имитацию реальных обстоятельств (например, разыграть встречу в кафе или в магазине), чтобы студентам сразу стало понятно, какой грамматики и каких слов им не хватит для реальной жизненной ситуации.
Сторителлинг в образовании взрослых — это не просто метод, это стратегия создания увлекательного, эмоционально насыщенного опыта обучения. Хороший сторителлинг в обучении выходит за рамки простого рассказа и сопровождается визуальным повествованием: комиксами, фотографиями, иллюстрациями, видео. Подобный подход не только обогащает процесс усвоения знаний, но и превращает образование в захватывающий марафон.