Пеппи Длинныйчулок и свобода от стереотипов

— Я не хочу становиться взрослым, — твердо сказал он.
 — И я тоже, — подхватила Анника.
 — Охота была! — воскликнула Пеппи.
— Взрослым никогда не бывает по-настоящему весело. Да и чем они заняты: скучной работой или модами, а говорят только о мозолях и подуходных налогах.
© Астрид Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок»
workshop_block-text-title1

Рыжие волосы, чулки разного размера, туфли в три раза больше ноги… Кто это? Правильно, наша любимица Пеппи! По секрету скажем, что ее философией мы постоянно пользуемся — без хорошей шалости жизнь бывает иногда пресной.

Но шалости — не единственное определение этой героини, за них, скорее, ответственен Карлсон, который живет на крыше. Пеппи (впрочем, как и мужчина в самом расцвете сил) принадлежит к архетипу трикстера, она — нарушительница всех законов и устоев, которая любит бросать вызов общественному мнению. Конечно, вечно бунтарем быть сложно, но можно перенять некоторые черты, чтобы облегчить свою жизнь и вспомнить, каково это — быть свободным от стереотипов ребенком, который делает все, что ему вздумается (когда не видят родители), и может съесть хоть килограмм конфет без оглядки на завтрашний день.

workshop_block-text1

«Вы страдаете от веснушек?»

workshop_block-title1

— Что там написано? — спросила Пеппи.
— Там написано: «Вы страдаете от веснушек?» — прочла вслух Анника.
— Что ж, на вежливый вопрос надо ответить вежливо, — задумчиво сказала Пеппи. — Давайте зайдем сюда.

Она распахнула дверь и вошла в магазин в сопровождении Томми и Анники. За прилавком стояла пожилая дама. Пеппи направилась прямо к ней и сказала твердо:
— Нет!
— Что тебе надо? — спросила дама.
— Нет! — так же твердо повторила Пеппи.
— Я не понимаю, что ты хочешь сказать.
— Нет, я не страдаю от веснушек,— объяснила Пеппи.

На этот раз дама поняла, но она взглянула на Пеппи и тут же воскликнула:
— Милая девочка, но ты же вся в веснушках!
— Ну да, вот именно, — подтвердила Пеппи. — Но я не страдаю от веснушек. Наоборот, они мне очень нравятся. До свидания!
И она направилась к выходу, но в дверях остановилась и, повернувшись к прилавку, добавила:
— Вот если у вас есть крем, от которого веснушки увеличиваются, можете прислать мне домой семь-восемь банок!

© Астрид Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок»
workshop_block-quote1

Мы привыкли, что главные герои сказок обычно крайне привлекательны. Белоснежке нет равных в королевстве, и ей завидует сама могущественная ведьма-мачеха, Золушка покорила сердце принца, только появившись на балу, Дюймовочку хотели заполучить и крот, и жаба, и прекрасный фей, да даже Алиса — девочка крайне приятной наружности с каскадом золотистых локонов. 

workshop_block-text1
Пеппилотта Виктуалия Рульгардина Крисминта Эфраимсдоттер Длинныйчулок (да, это ее полное имя!) выделяется из привычных нам персонажей даже благодаря своей внешности: она долговязая, неопрятная, лохматая и в одежде не по размеру. Тут можно пожать плечами и сказать: мол, а чего вы ждали от девочки, которая живет на заброшенной вилле без мамы и папы? Но на самом деле внешность Пеппи — одно из ее главных оружий.
workshop_block-image-right1
Все просто — Пеппи запоминается любому и крайне довольна своей внешностью. Она не раз делает акцент на своих рыжих волосах и веснушках — ведь это означает, что ее очень любит солнце. А мальчишек, которые вдруг решили ее позадирать, Пеппи быстро ставит на место:
workshop_block-text1

— Эй, ребята, бросьте-ка Вилле и поглядите на это чучело! — Он указал на Пеппи. — Вот так кикимора!

Его прямо скрючило от смеха, он хохотал, упершись ладонями в коленки. Все мальчишки мигом обступили Пеппи, а Вилле, утирая слезы, тихонько отошла в сторону и стала возле Томми.
— Нет, вы только взгляните на ее волосы! — не унимался Бенгт. — Красные, как огонь. А туфли-то, туфли! Эй ты, одолжи-ка мне одну — я как раз собирался покататься на лодке, да не знал, где ее раздобыть!

Он схватил Пеппи за косу, но тут же с притворной гримасой отдернул руку:
— Ой, ой, обжегся!
И все пятеро мальчишек стали прыгать вокруг Пеппи и орать на разные голоса:
— Рыжая! Рыжая!
А Пеппи стояла в кольце беснующихся ребят и весело смеялась.
Бенгт рассчитывал, что девочка разозлится, а еще лучше заплачет; и уж никак не ожидал, что она будет спокойно и даже дружески глядеть на них. Убедившись, что словами ее не проймешь, Бенгт толкнул Пеппи. <...>

Пеппи подняла глаза на Бенгта, который, боясь пошевельнуться, все еще висел на ветке, и сказала:
— Может, тебе хочется еще что-нибудь сказать о цвете моих волос или о размере туфель, валяй говори, пока я здесь.
Но у Бенгта пропала всякая охота высказываться на любую тему. Пеппи подождала немного, затем взяла в одну руку жестяную банку, в другую — катушку и ушла в сопровождении Томми и Анники.

© Астрид Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок»
workshop_block-quote1

Пеппи действительно умеет постоять за себя и защитить других, но это еще не все: она верит во все, что говорит. Когда она расхваливает свои огромные ботинки или курносый нос, мы верим в то, что она действительно так и считает. В этом суперсила Пеппи — и каждого ребенка, ведь мы рождаемся без понимания, что такое комплексы и стереотипы и обрастаем ими уже в сознательном возрасте. 

Вспомните любого знакомого вам ребенка — себя в 5 лет, своих дочку или сына, племянницу или ребенка подруги. У них отсутствует критический взгляд на свое тело: оно есть и это уже прекрасно. Да, чем больше ребенок взаимодействует с социумом, тем больше сомнений в своей неповторимости и красоте у него появляется, но ведь мы хотим найти в себе того самого внутреннего дитя, который принимает себя абсолютно безоценочно!

workshop_block-text1

Домашнее задание Пеппи №1

Все просто: встаньте перед зеркалом, когда будете одни, и внимательно себя рассмотрите с ног до головы. А потом начните перечислять свои достоинства в течение 10 минут. Повторяйте это упражнение каждый день, постепенно добавляя все больше и больших своих положительных черт — и вы сами не заметите, как ваша самооценка начнет расти.
workshop_block-homework1
»
Дэвид Линден «Почему люди разные: Научный взгляд на человеческую индивидуальность»

Нейробиолог Дэвид Линден оценил степень человеческого разнообразия, изучая анкеты на сайте знакомств. Там, как оказалось, люди особенно охотно описывают свои особенности — от цвета волос до пищевых и сексуальных предпочтений, от бытовых привычек до аллергии.

«Почему люди разные» — это попытка описать в одной книге все грани нашей уникальности. Линден рассказывает про генетическую изменчивость и влияние среды, от утробы до зрелого возраста, про обучение и индивидуальный опыт, про иммунитет и химические рецепторы, из-за которых на вкус и цвет действительно нет товарищей.


Читать в библиотеке
workshop_block-content-left1

Пеппи и ее корни

workshop_block-title1

— Может, она и не всегда умеет себя прилично вести. Но у нее доброе сердце, а это куда важнее.


© Астрид Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок»
workshop_block-quote1

Как и Льюис Кэролл, «мать» Пеппи сама была неординарным человеком для своего времени. Астрид не понаслышке знала о бунтарстве. Родившаяся в Виммербю —  городе, где тогда проживало всего три тысячи человек, Астрид с самого начала отказывалась подчиняться консервативным правилам общества. Уже в семнадцать лет она отстригла себе короткий ежик вместо общепринятых кос и стала одеваться как мальчишка (тогда это называлось стилем «гарсон»), а затем и вовсе сбежала в Стокгольм, будучи беременной. 

Спустя много лет второй ребенок Астрид — маленькая дочка Карин — заболела пневмонией. Чтобы развлечь ребенка, будущая писательница придумала героиню — девочку, которая никогда не болеет и которой все под силу. Спустя еще три года Астрид приходиться самой улечься на больничную койку — она ломает ногу и от безделья начинает писать. Так и родилась повесть о Пеппи — имя ей, кстати, придумала все та же Карин.

Пеппи переняла лучшие черты писательницы: она с упорством отстаивает свои границы, помогает детям и борется за справедливость. Астрид тоже в этом преуспела: основала реабилитационный центр для детей с инвалидностью, требовала запретить телесные наказания и пожертвовала более 10 миллионов крон на благотворительность.

workshop_block-text1
— Для маленьких детей совершенно необходимо, чтобы жизнь шла по заведённому порядку, а главное, чтобы этот порядок завели они сами!
© Астрид Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок»
workshop_block-quote1
Еще Пеппи, как и Астрид, обладает каким-то бесконечным чувством внутренней свободы: ей не страшны ни лужи, ни быки, ни полицейские, ни дрессировщики. Ей не страшно вообще показаться «не такой» — кажется, она об этом даже не задумывается. Не зря в противовес гимну индивидуализма и свободы Пеппи Астрид вводит воплощение покорности — персонажей Томми и Анники, детей из консервативной семьи, где главная забота — не посадить пятно на отутюженное платье.
workshop_block-image-right1
Но и тут Пеппи удается внести свои корректировки: и вот уже они играют в пиратов на заброшенном острове,  скупают весь магазин конфет, ищут в дупле дерева сокровища, а мама детей даже отпускает их вместе с Пеппи в страну Веселию. Давайте и мы попробуем отыскать в себе давно забытое чувство свободы и выполним небольшое задание.
workshop_block-text1

Домашнее задание Пеппи №2

Подсмотрели это упражнение у нашего автора Мартина Селигмана, основателя позитивной психологии. Он использует эту технику для постановки целей, а еще для удержания фокуса внимания на позитиве и ваших личных желаниях. Итак, выделите время и опишите свой идеальный день: во сколько бы вы проснулись, с кем его провели, где бы были, что бы ели, чем бы занимались. Постарайтесь услышать самого себя! Вам наверняка захочется написать, что вы весь день провели бы за просмотром любимого кино, но попробуйте копнуть поглубже — если бы вы были в идеальном, лишенном любых скучных правил мире, чем бы вы занялись?

Написали? Молодцы. А теперь запланируйте такой день и проведите его — на этой неделе, через полторы или две. Выполняйте упражнение раз в месяц.

workshop_block-homework1
»
Мартин Селигман «Как научиться оптимизму: Измените взгляд на мир и свою жизнь»

Мартин Селигман — классик психологии — утверждает, что пессимиста можно научить быть оптимистом, причем не легкомысленными приемами, а путем сознательного обретения новых навыков. Его методика помогла тысячам людей преодолеть свой пессимизм и депрессию, которая является спутником отрицательных мыслей, обрести свободу строить свою жизнь так, чтобы она приносила удовлетворение и вела к свершениям. Эта книга научит вас осознать ваш внутренний мир и то, как он влияет на вашу жизнь. Изменить свое настроение, избавиться от поражений. Помочь своим детям освоить образ мышления, который стимулирует оптимизм.

Читать в библиотеке
workshop_block-content-left1

О скучный взрослый мир!

workshop_block-title1

Помни, что настоящая дама ковыряет в носу только когда этого никто не видит.

© Астрид Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок»
workshop_block-quote1
В книге Пеппи то и дело приходится сталкиваться со взрослыми: они, кажется, только и мечтают запихнуть непослушную девчонку в определенные рамки. Полицейские гоняются за ней по всей вилле «Курица», чтобы отправить в детский дом, ведь где это видано, чтобы маленький ребенок жил один; солидный господин решает купить ее дом и обещает задать Пеппи «хорошенькую взбучку» за нежелание сотрудничать; фру Сеттергрен выгоняет ее из гостей за выдумки.
workshop_block-text1

Фру Сеттергрен налила в стакан соку и протянула его Пеппи, но при этом сказала:
— Дети должны вести себя за столом так, чтобы их не было слышно.
— Как же это может быть? — изумилась Пеппи. — Ведь у вас, я надеюсь, есть не только глаза, но и уши. И если мой вид доставляет радость глазам, то несправедливо лишать ваши уши такого же удовольствия. Нельзя ведь допустить, что уши даны человеку только для того, чтобы он ими хлопал.


© Астрид Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок»
workshop_block-quote1

Но и здесь Астрид удается перехитрить читателя: она не противопоставляет маленькую Пеппи всему взрослому миру, а всего лишь забавляется над занудами, которым важнее соблюдать правила, чем следовать своим желаниям. 

Принимать чужое стремление к свободе — тоже искусство, и многим взрослым следует ему поучиться, уверена Астрид. Ведь мы не только страдаем от чужих стереотипов, но и сами подвержены ограничивающему мышлению. Мы спокойно навешиваем на других ярлыки и меряем по своему лекалу: осуждаем чужие татуировки, стрижки, одежду, род деятельности, выбор партнера и даже форму бровей.

workshop_block-text1
Именно поэтому в повести и появляются два персонажа, которые принимают Пеппи такой, какая она есть: учительница и отец главной героини Эфраим. Отсутствие осуждения — еще одна суперсила, которой обладают маленькие дети. Они любят своих родителей любыми: толстыми, худыми, богатыми и бедными. Они дружат с другими детьми не из-за их статуса, внешности, яркости игрушек или полноты гардероба, а потому, что сходятся вместе в игре. «Проводи со мной время и принимай меня таким, какой я есть» — вот главный постулат детской дружбы, и Пеппи прекрасно ему следует.
workshop_block-image-right1

Как же нам, взрослым, научиться не судить других? Мы думаем, что все дело в эмпатии — осознанном переживании другому человеку, и подготовили два упражнения на ее тренировку.

workshop_block-text1

Домашнее задание Пеппи №3

Вспомните любого своего знакомого. Лучше всего, если это будет самый раздражающий вас человек. А теперь попробуйте «стать им»: представьте, что вы — это он. Представили? А теперь попробуйте подумать о том, что может чувствовать человек и честно ответьте на следующие вопросы:

 
Как вас зовут?
Каков ваш возраст?
Какие ваши любимые книги?
Куда вы ездили в отпуск?
Что вы больше всего любите?
Что вас больше всего печалит?
Что вас приводит в восторг?
В каких ситуациях на вас накатывает ностальгия?
Чего вы боитесь?
На что или на кого вы чаще всего надеетесь?



workshop_block-homework1

Домашнее задание Пеппи №4

Это упражнение по смыслу похоже на предыдущее: вам снова надо почувствовать себя другим человеком. Напишите диалог между тремя лицами, где одну роль исполняет жертва, другую — агрессор, а третью — наблюдатель или спасатель. Например, набедокуривший ученик — учитель — родитель или увольняемый за ошибку сотрудник — недовольный босс — наблюдающий коллега. Получится своего рода треугольник Карпмана — социальная и психологическая модель взаимодействия между людьми. 

Сыграйте сначала роль жертвы, затем — агрессора, а в конце наблюдателя. Посмотрите, как изменяется ваш угол зрения на проблему в зависимости от позиции. Обратите внимание на эмоции, которые вы испытываете в каждой роли: как они меняются? К какому решению вы приходите по итогам сцены? Совет: выполнять это упражнение лучше всего в компании.

workshop_block-homework1
»
Отто Крегер, Джанет Тьюсон, Хайл Ратледж «Почему мы такие на работе? Как осознать наши различия и успешно работать вместе: 16 типов личности»

Нравится нам это или нет, мы не похожи друг на друга. Авторы книги утверждают, что все наши различия могут принести пользу, если их превратить в инструменты развития и взаимодействия. Опираясь на типологическую теорию Майерс–Бриггс, они рассказывают об особенностях каждого типа, сильных и слабых сторонах и о способах взаимодействия друг с другом. Вы сможете глубже понимать себя, своих близких, партнеров, друзей, коллег и просто знакомых, прогнозировать их поведение и раскрывать творческий и рабочий потенциал.

Читать в библиотеке
workshop_block-content-left1
Перейти к следующему уроку
workshop_block-button1