ТРИЗ
В 1946 году советский инженер, учёный и писатель-фантаст Генрих Альтшуллер собрал 40 приёмов,
которые изобретатели использовали в своей работе. Он составил из них ТРИЗ — Теорию
решения изобретательских задач. Она используется как альтернатива долгому методу проб и ошибок,
с ее помощью можно ускорить процесс изобретения.
Альтшуллер написал про свой метод книгу «Найти идею», в ней он подробно описал
инструменты и методы, которые использует ТРИЗ для изобретения решений. Давайте кратко их рассмотрим.
Инструменты и методы для ТРИЗ
-
Формулировка задачи
Первая ступень ТРИЗ — переформулировать задачу так, чтобы её условия были ясны. Суть дела
должна быть изложена просто — так, чтобы всё было ясно и неспециалисту. Если задача понятна
десятикласснику, это верный признак того, что вы сами понимаете её верно.
-
Поиск противоречия
Когда задача переформулирована, неэффективные или тупиковые решения отпадают сами собой и появляется
противоречие. Вы заметите, что попытки улучшить что-то неминуемо приводят к ухудшению чего-то
другого. Например, увеличение прочности крыла самолёта может приводить к увеличению его веса,
и наоборот — облегчение крыла приводит к снижению его прочности.
ТРИЗ выделяет три вида противоречий, нас интересует второе:
-
Административное противоречие
«Надо улучшить систему, но я не знаю, как сделать это». Это противоречие может быть
снято либо изучением дополнительных материалов, либо принятием административных решений.
-
Техническое противоречие
«Улучшение одного параметра системы приводит к ухудшению другого параметра». Техническое
противоречие это и есть постановка изобретательской задачи. Переход от административного
противоречия к техническому резко понижает размерность задачи, сужает поле поиска решений
и позволяет перейти от метода проб и ошибок к алгоритму решения изобретательской задачи.
-
Физическое противоречие
«Для улучшения системы какая-то её часть должна находиться в разных физических состояниях
одновременно». Такие противоречия устранить невозможно, потому что они конфликтуют с законами
природы.
Разрешение противоречия
Итак, в системе возникает противоречие, и, если вы можете его решить, вы получите изобретение.
Для этого Альтшуллер собрал 40 инструментов — они не дают ответа, но показывают
направление, в котором вы можете двигаться. Все они есть в книге «Найти идею».
Несколько примеров:
Примеры инструментов Альтшуллера
-
Принцип дробления.
-
а.
Разделить объект на независимые части.
-
б.
Выполнить объект разборным.
-
в.
Увеличить степень дробления объекта.
Пример: Грузовое судно разделено на однотипные секции. При необходимости корабль можно делать длиннее
или короче.
-
Принцип объединения.
-
а.
Соединить однородные или предназначенные для смежных операций объекты.
-
б.
Объединить во времени однородные или смежные операции.
Пример: Сдвоенный микроскоп-тандем. Работу с манипулятором ведет один человек, а наблюдением
и записью целиком занят второй.
-
Дешёвая недолговечность взамен дорогой долговечности.
-
Заменить дорогой объект набором дешёвых объектов, поступившись при этом некоторыми качествами (например,
долговечностью).
Пример: Мышеловка одноразового действия: пластмассовая коробка с приманкой; мышь входит в ловушку
через конусообразное отверстие; стенки отверстия разгибаются и не дают ей выйти обратно.
Какие задачи может решить ТРИЗ
-
1
Как вместить полторы восьмичасовые смены в одну, чтобы всё успеть.
-
2
Как выполнить план, не раздувая штат.
-
3
Как сделать крутой проект, не выходя за рамки бюджета.
Генрих Альтшуллер «Найти идею»
О ТРИЗ — Теории решения изобретательских задач. Изучив десятки тысяч патентов
и свидетельств, автор открыл основные законы изобретательства и показал, что процесс создания
изобретений управляем.
В своей книге он рассказывает о процессе изобретательства, который требует правильной
организации мышления, преодоления психологической инерции, стремления к идеальному решению, разрешения
противоречия, скрытого в любой нестандартной задаче.
Дизайн-мышление
Дизайн-мышление или «Спринт», описываемые Джейком Кнаппом, Брейденом Ковитцем, Джоном Зерацки
в их книге, — это самый простой подход к решению задач. Авторы работают с ним
в контексте стартапа, где конечным результатом становится конкретный продукт. Как и в ТРИЗ,
«скелет» дизайн-мышления можно применять в реализации любого рабочего проекта.
Дизайн-мышление состоит из шести шагов:
-
Эмпатия
способность выслушать другого человека и побывать на его месте.
-
Фокусировка
формулирование вопроса для решения.
-
Генерация идей
процесс креатива и придумывания любых решений, на этом этапе не должно быть никакой критики.
-
выбор идеи
тут включается критика и все идеи просеиваются через фильтр реальности.
-
Прототипирование
создание первой рабочей версии решения.
-
Тестирование
получение обратной связи о прототипах от потенциальных пользователей.
Джейк Кнапп, Брейден Ковитц, Джон Зерацки «Спринт»
Существует множество методов разработки новых продуктов, но все они требуют времени. Поэтому
в Google разработали «Спринт» — методику, которая позволяет протестировать любую
идею всего за пять дней.
Книга рассказывает о «Спринте» всё: как создать новый продукт за одну рабочую неделю,
протестировать его на потенциальных потребителях, определить дальнейшую бизнес-стратегию и свести
к минимуму всевозможные риски.
Латеральное мышление (шесть шляп)
Эдвард де Боно придумал термин «латеральное мышление» ещё в 1967 году,
но по своей сути концепция универсальная и вневременная. Смысл её заключается в том,
чтобы мыслить «перпендикулярно» стандартному направлению рассуждений. В качестве иллюстрации
автор приводит простой пример: бабушка вяжет, маленькая внучка мешает, запутывая клубок. Стандартное решение
ситуации: ограничить ребёнка, посадив в манеж; перпендикулярное — защитить бабушку, посадив
в манеж её.
Латеральное мышление включает в себя:
-
1
подтверждение сомнению устоявшихся практик, например, традиций;
-
2
поиск альтернатив: мысли из разряда «а что, если...»;
-
3
генерирование провокационных идей.
Эти способы нужны для того, чтобы выйти за границы привычного мышления и начать думать вне шаблона,
более творчески.
Шесть шляп мышления
Это один из методов латерального мышления. Де Боно заметил, что процесс человеческого мышления
очень хаотичен. Сознание в каждую минуту скачет между сомнениями, переживаниями, логическими построениями,
творческими замыслами, планами на будущее и воспоминаниями о прошлом. Всё это мешает
сфокусироваться на решении задачи.
Де Боно своим методом предлагает разделить мышление на шесть направлений и осознанно выбирать
то или иное состояние. Это позволяет сфокусировать внимание на конкретном вопросе и рассмотреть
проблему с определенного ракурса. Эти шесть направлений включают:
-
Синяя шляпа — управление.
На этом этапе участники обсуждают сам мыслительный процесс. Шляпу всегда надевают в начале
и в конце сессии, а в процессе её может всегда носить фасилитатор, чтобы помочь
группе остаться сфокусированной на задаче. Пример: «Для начала мы будем придерживаться такого
хода обсуждения — все согласны?»
-
Белая шляпа — информация и факты.
На этом этапе участники обсуждают сам мыслительный процесс. Шляпу всегда надевают в начале
и в конце сессии, а в процессе её может всегда носить фасилитатор, чтобы помочь
группе остаться сфокусированной на задаче. Пример: «Для начала мы будем придерживаться такого
хода обсуждения — все согласны?»
-
Красная шляпа — эмоции и чувства.
Этот этап нужен для эмоциональной оценки результата, для обсуждения вопросов интуиции. Пример:
«Я разочарован в том, что мы позволили ситуации зайти так далеко».
-
Чёрная шляпа — критическое суждение.
Участниками выявляются возможные препятствия, риски, опасности. Пример: «А что, если нам
не удастся вместе организовать капитал, чтобы поддержать инвестиции?»
-
Жёлтая шляпа — оптимистичность.
На этом этапе участники высказывают аргументы в пользу того или иного решения или вопроса. Пример:
«Мы могли бы использовать существующие каналы сбыта для этого продукта».
-
Зеленая шляпа — креативность.
Поиск необычных, творческих идей и провокационных решений, исследование, полёт мысли. Пример:
«А что, если бы мы предлагали это бесплатно?»
Шляпы необязательно надевать в таком порядке и все в течение одной сессии. Напротив, для
разных задач существуют разные вариации. Например, для стратегического планирования де Боно предлагает такую
последовательность шляп: Синяя, Жёлтая, Чёрная, Белая, Синяя, Зеленая, Синяя. Вы можете сами миксовать
их и пробовать разные подходы для решения своих задач.
перейти к следующему уроку