Многомиллионная сделка или обмен скрепки на карандаш — успех ваших переговоров зависит от простых правил эффективной коммуникации, выработанных десятилетиями деловой коммуникации.
1. Принимать себя как переговорщика.
Даже если рабочие переговоры случаются 1–2 раза в год, воспринимайте себя как профессионала и оттачивайте навыки ведения разговора.
2. Ставить цели и формировать ожидания.
Ставьте конкретные измеримые цели, озвучивайте вслух желания и выясняйте ожидания партнера. Правило: чем конкретнее цель, тем яснее к ней путь.
3. Желать больше, чем можешь получить.
Не останавливайтесь на минимально приемлемом результате, формируйте высокие ожидания. Чем больше ждешь, тем больше получаешь.
4. Готовиться.
Чем больше времени уделяется подготовке, тем быстрее и эффективнее идет процесс: вопросы задаются, возражения снимаются, стратегия прослеживается. Важно анализировать партнера заранее. Если его стиль авторитарный, он не готов слышать возражения и тратить время на обсуждения, вероятность тупиковых ситуаций очень высока. Зачем тратить силы на то, что не принесет результата.
5. Уметь слушать.
Через слова и между строк прослеживаются настоящие ожидания, способность к диалогу и стиль ведения разговора. Эти знания стоит использовать во благо или против соперника при необходимости.
6. Аргументировать.
Обоснование убеждений избавит от неконструктивных споров и проиллюстрирует позицию: почему такая цена, как формируются сроки, где тут польза.
7. Задавать вопросы, чтобы прояснить ожидания.
С помощью вопросов вы проверяете, правильно ли услышали информацию (я правильно понял, что?..), побуждаете к размышлению (как вы себе представляете?), подводите к решению (вам подходит такой вариант?). Отвечая на вопросы, оппонент может выдать ту информацию, которую изначально не планировал предоставлять.
8.Фиксировать все на бумаге.
Следующий принцип: любая информация от партнера будет полезна в будущем, при заключении сделок или при возникновении споров.
9.Не вовлекаться в конфликты и не переходить на личности.
Оппоненты используют провокационные вопросы и недостоверную информацию, чтобы вывести на эмоции и ослабить защиту позиций. Выиграть время поможет простой вопрос: откуда данная информация?
10. Быть честным.
Предоставляйте только ту информацию, которая отвечает действительности. В долгосрочных отношениях нет ничего важнее репутации, и даже маленькое преувеличение способно разрушить образ честного партнера.
11. Относиться к противоположной стороне с уважением.
Кто бы ни сидел перед вами — инвестор или новый клиент, — относитесь к нему как в партнеру на всю жизнь, выслушайте опасения, выясните интересы и общайтесь на равных. Как писал великий интервьюер Ларри Кинг: «Я уважаю всех участников своих передач — от президентов и спортивных звезд до рассудительного лягушонка Кермита и кокетливой свинки Мисс Пигги из «Маппет-шоу», а мне случалось брать интервью и у них. Нельзя достичь успеха в беседе, если собеседнику кажется, что его рассказ вас не интересует или вы его не уважаете».
12. Помнить о цели.
Некоторые договоренности достигаются годами. Это выматывает, и хочется пойти на уступки, лишь бы закончить процесс. Формулируйте цель и всегда возвращайтесь к ней, чтобы понять, насколько близко вы подошли.