Начался отсчет последних дней 2023 года, а значит, пора закупать подарки, наряжать елку и, конечно, подводить итоги. Предлагаем оглянуться назад в уходящий год и поговорить о том, что вечно, — о хороших книгах. Мы расскажем, что чаще всего читали, слушали и смотрели сотрудники российских компаний и как соотносится их выбор с данными по продажам бумажных и электронных книг издательской группы “Альпина” в целом.
Экосистема Alpina Digital в цифрах 2023 года
Компания Alpina Digital входит в издательскую группу “Альпина” и помогает компаниям обучать сотрудников, развивать корпоративную культуру. Центральный продукт системы обучения Alpina Digital — электронная библиотека, которой пользуются сотни тысяч корпоративных читателей.
В 2023 году, несмотря на уход из России иностранных компаний, мы зафиксировали рост числа корпоративных клиентов. На конец года библиотекой Alpina Digital пользуются 544 000 человек, что на 24 000 больше, чем в 2022 году, и на 70 000 больше, чем в 2021-м.
На данный момент в системе корпоративного обучения Alpina Digital более 11 000 единиц контента — это электронные и аудиокниги, курсы, лекции, саммари, статьи и тесты. По сравнению с 2022 годом рост составил 9%.
Самыми читающими компаниями по итогам года стали корпоративный университет РЖД, Росатом, МТС, ФЦК, Газпром Нефть, Альфа-Банк, “Ростелеком”, “ПРОчтение” и “Русал”. Подчеркнем, что мы оценивали не количество приобретенных лицензий, а качество пользования сервисами экосистемы.
География чтения
Москва и Санкт-Петербург остаются лидерами по количеству прочитанных книг, далее рейтинг самых читающих регионов выглядит так (в порядке убывания):
Свердловская область, Новосибирская область, Нижегородская область, Алматинская область, Ростовская область, Республика Татарстан, Челябинская область, Краснодарский край.
Это подтверждается, за небольшими расхождениями, данными продаж собственного интернет-магазина издательской группы “Альпина” и продаж книг на маркет-плейсах (Ozon, Wildeberries): именно из этих регионов чаще всего заказывают бумажные книги всех издательств группы “Альпина”.
Форматы, категории и темы
Традиционно наибольшей популярностью у корпоративных клиентов Alpina Digital пользуются аудиокниги — 62% (на 2% больше, чем в 2022 году). Электронные книги читали 36% (на 1% меньше, чем в 2022 году). Многие компании в поддержку электронным корпоративным библиотекам покупают и бумажные книги. По данным интернет-магазина издательской группы, 37,5% проданных бумажных книг приходится на долю компаний (покупатели - юридические лица).
Если говорить о рейтинге тем и категорий, то в 2023 году сотрудники компаний чаще всего читали и слушали книги по саморазвитию и психологии (18,3%), истории и популярной науке (9,2%), бизнесу и менеджменту (8,9%), а также художественную литературу, причем в основном классику (4,2%).
Последние 2–3 года мы видим большой интерес к книгам по психологии, что говорит о потребности людей в поддерживающем контенте. При этом 2023 год демонстрирует возрождение интереса к книгам по бизнесу, саморазвитию и инвестициям. Этот же тренд фиксируют и данные розничных продаж бумажных и электронных книг по издательской группе в целом.