Баддинг: особенности обучения и отличия от наставничества

0 отзыва 342 просмотра 12 минут

Хлебные крошки

Содержание

  1. Баддинг: концепция и принципы
  2. Наставничество: основы и роль
  3. Отличия между баддингом и наставничеством
  4. Как выбрать подход для развития команды: баддинг или наставничество
  5. Заключение

Контент материала

При росте бизнеса неизбежно расширение штата. Однако новые сотрудники, даже обладая необходимыми навыками, сталкиваются с трудностями адаптации к корпоративной культуре, сложившимся процессам и командной динамике. Для быстрой адаптации новичков и более эффективного взаимодействия с коллегами можно использовать метод баддинг. Исследование Harvard Business Review показало, что при подобном онбординге эффективность сотрудников в первые месяцы выше на 86%, чем при традиционной интеграции в коллектив. А опрос, проведенный исследовательским институтом Springtide, напротив, показал, что больше 80% сотрудников предпочитают включаться в рабочий процесс под руководством наставника, а не приятеля. Разбираемся, чем отличаются методы и как выбрать подходящий для вашей компании.

Баддинг: концепция и принципы

Баддинг — метод обучения, когда один сотрудник помогает другому в первые рабочие дни. Английское слово buddy означает «приятель». Поэтому его функции ограничиваются организационной поддержкой и координацией нового человека в компании. Он ответит на бытовые вопросы, расскажет о миссии компании и текущих проектах, пояснит, как устроено взаимодействие, и поможет влиться в команду.

Баддинг часто применяется в учебных процессах в школе, школах иностранного языка, на всевозможных курсах — от личной трансформации до сценарного мастерства. Также метод эффективен в hr-программах и корпоративном обучении, когда новый сотрудник работает бок о бок со своим бадди, что обеспечивает персонализированное обучение и быстрое включение в рабочую среду.

Процесс баддинга

  1. Подобрать пару. Необходимо найти опытного сотрудника, который хорошо знает все внутренние процессы компании и может говорить на одном языке с новичком; готов делиться практическим опытом и понимает специфику работы в данной области. То есть идеальный кандидат на должность бадди не должен сильно отличаться уровнем должности от подопечного. Директор по развитию вряд ли знает, какие сложности может испытывать разработчик в первые дни работы, а smm-щик не подскажет руководителю стандарты качества его работы.
  2. Организовать взаимодействие. Существуют два подхода к организации баддинга: в пару ставятся более опытный сотрудник и новичок, либо оба участника пары становятся бадди друг для друга. Это актуально для молодых коллективов или только открывшихся учебных групп.
  3. Обговорить цели и условия общения. Бадди нужен для обучения, а не для дружеского общения. Однако баддинг ориентирован на решение проблем и не предполагает навязывания советов.

Принципы баддинга

Сделать обучение персонала более эффективным и приятным процессом позволяют основные принципы метода баддинга.

  1. – Приятель ориентируется на потребности конкретного новичка.
  2. – Бадди активно участвует в процессе адаптации коллеги, помогает влиться в коллектив.
  3. – Бадди поддерживает регулярное общение на протяжении первых рабочих недель, отвечает на вопросы и помогает разбираться с возникающими трудностями.
  4. – Бадди создает дружелюбную и поддерживающую атмосферу, где новичок чувствует себя комфортно.
  5. – Бадди соблюдает конфиденциальность в отношении обсуждаемой с новичком информации.
  6. – Бадди обладает целеустремленностью, способностью находить компромиссы, креативностью и нестандартным подходом к решению задач.

Преимущества баддинга

Метод баддинга в корпоративном обучении имеет несколько преимуществ, которые важны как для новичков, так и для организации в целом.

Индивидуальный подход к обучению. Бадди учитывает имеющиеся навыки и опыт новичка при разработке плана обучения. Индивидуальный подход также означает учет темпа обучения нового человека. Бадди может предоставить дополнительные пояснения или практические упражнения при необходимости.

Быстрая адаптация новых сотрудников. Баддинг существенно сокращает время, необходимое для адаптации сотрудника к корпоративной культуре и рабочим процессам.

Развитие сотрудничества и взаимопонимания. В паре создается доверие и взаимная поддержка, что повышает сплоченность в команде.

Сохранение сотрудников. Баддинг снижает уровень стресса от погружения в незнакомую среду в первые недели работы, что в свою очередь снижает риск потери кадров и увеличивает вероятность успешного онбординга.

Наставничество: основы и роль

Наставничество — еще один метод обучения новых кадров. В отличие от баддинга, отношения в паре строятся на формуле «учитель–ученик», а метод обучения базируется на передаче профессиональных, а не бытовых знаний и навыков от более опытного члена команды его подопечному.

Принципы наставничества

Наставник — не друг, а ключ к профессиональному росту. Он помогает новому сотруднику освоить основные рабочие процессы, процедуры и стандарты, связанные с должностью. Наставник также обеспечивает поддержку и дает обратную связь, необходимую для развития.

Чаще всего наставник — более опытный член команды, который находится выше по должности и обладает глубокими знаниями в деятельности всей компании.

Наставник сфокусирован на развитии профессиональных навыков и знаний, поэтому его задача — определить карьерные цели и поэтапный маршрут к ним.

Долгосрочное партнерство. Наставник поддерживает подопечного на разных этапах его карьерного пути, а не только на этапе онбординга.

Преимущества наставничества

Помимо того что метод наставничества способствует усилению профессиональных навыков сотрудника, он обладает и другими преимуществами, которые необходимы компаниям, стремящимся к стабильному развитию команды.

  1. Профессиональный рост. Наставник делится с подопечным реальным опытом и знаниями, что способствует быстрому и эффективному росту.
  2. Конструктивная обратная связь. Наставник помогает подопечному лучше понимать свои сильные стороны и подсказывает области для роста.
  3. Повышение производительности. Успешное наставничество может повысить результаты подопечного, так как он получает квалифицированную помощь в решении сложных задач и быстрее с ними справляется.
  4. Рост мотивации. Забота и внимание со стороны наставника усиливают лояльность подопечного к компании, создает благоприятную рабочую атмосферу и стимулирует желание развиваться именно на этом месте.

Отличия между баддингом и наставничеством

Баддинг и наставничество — два эффективных метода, чтобы обучать сотрудников. Однако у них разные цели и процессы построения взаимоотношений в паре.

Вот основные отличия между баддингом и наставничеством:

  • Цель баддинга

    Основная цель баддинга — помочь новому сотруднику быстро адаптироваться в новой обстановке.

  • Цель наставничества

    Наставничество охватывает более широкий спектр целей, включая профессиональное развитие, повышение квалификации, развитие лидерских навыков и общую карьерную поддержку.

  • Отношения при баддинге

    В баддинге взаимоотношения ориентированы на оперативные и организационные вопросы. Опытный сотрудник помогает новичку ориентироваться в компании. Акцент делается на быстрой адаптации сотрудника, и отношения могут быть не такими глубокими.

  • Отношения при наставничестве

    Наставничество предполагает долгосрочные отношения. Наставник играет роль руководителя, ментора и консультанта и заинтересован в карьерном росте подопечного.

Оба метода имеют свои преимущества и могут быть эффективными при различных сценариях. Выбор между баддингом и наставничеством зависит от конкретных целей и потребностей организации или сотрудника.

Как выбрать подход для развития команды: баддинг или наставничество

Правильный выбор между баддингом и наставничеством зависит от конкретных потребностей сотрудника, фазы его профессионального развития и стратегических целей самой компании.

Выбирайте баддинг, если ваши цели:

  1. быстро адаптировать сотрудника к рабочей обстановке;
  2. помочь сотруднику решить оперативные организационные вопросы, такие как структура компании, ключевые культурные отличия и бытовые процедуры;
  3. осуществить краткосрочную поддержку для решения конкретных вопросов.

Выбирайте наставничество, если ваши цели:

  1. вырастить сотрудника до более высокой должности;
  2. вести коллегу к карьерному росту на протяжении нескольких лет;
  3. поддержать сотрудника в стремлении к профессиональному развитию, а не просто выполнению рутинных обязанностей.

Заключение

В конце концов оба метода могут успешно применяться в отношении одного сотрудника и взаимно дополнять друг друга. При выборе метода нужно учитывать сложность задачи, сферу вопросов и опыт персонала. В некоторых случаях комбинированный подход может быть наилучшим вариантом — он обеспечит баланс между оперативностью включения в работу и глубоким развитием профессиональных компетенций.

Поделиться статьей:

Вам может понравиться

Форма подписки