Метанавыки (metaskills): что это и как работают

Редакция Alpina Digital

Редакция Alpina Digital

Возможно, лучшие котики во Вселенной

17.11.2023 0 отзыва 316 просмотров 12 минут

Хлебные крошки

Содержание

  1. Что такое метанавыки
  2. Метанавыки и soft skills: в чем разница
  3. Какие личностные метанавыки можно считать универсальными
  4. Умение находить новые цели
  5. Умение быть самим собой
  6. Умение справляться с внутренними конфликтами
  7. Умение заботиться о себе

Контент материала

Еще несколько лет назад считалось, что глубокое изучение одной профессии и развитие определенных для нее навыков гарантируют построение надежной карьеры. Но в наши дни, чтобы оставаться востребованным и успешным специалистом, важно постоянно обучаться. И вместо того, чтобы делать ставку на развитие компетенций, скажем, в анализе или коммуникации, стоит сфокусироваться на гибкости и способности буквально мгновенно решать возникшие проблемы. И помогают в этом метанавыки или метакомпетенции. И это не то же самое, что soft skills. Что же такое метанавыки, почему все о них говорят и как ими овладеть, узнаете из этой статьи.

Что такое метанавыки

Этот термин впервые озвучила психотерапевт Эми Минделл. В своей книге Metaskills: The Spiritual Art of Therapy она пишет, что мы живем во времена стремительных перемен. И людям не хватает времени, чтобы к ним приспособиться. Чтобы решить эту проблему с адаптацией, Минделл предложила сконцентрироваться на развитии мета компетенций — глубокие знания о природе, духе и человеческом развитии помогут довольно быстро и с минимальными эмоциональными потерями изменить поведение и достичь желаемых результатов.

Развитые метанавыки способны изменить к лучшему не только личную жизнь, но и профессиональную. Очевидным этот факт стал в период пандемии, которая показала уязвимость людей перед внезапными глобальными вызовами. Оказалось, что люди могут быть достаточно успешными в работе и показывать стабильно высокие результаты, но все их показатели падают практически до нуля, когда мир переворачивается. Пандемия показала, что многие из нас не умеют перестраиваться и меняться. И этой личностной метакомпетенции важно научиться, ведь тенденция мира кардинально меняться, похоже, становится регулярной.

Несколько примеров мета навыков:

  1. – способность заметить свою усталость и сделать перерыв;
  2. – понимание своих сильных качеств и их грамотное использование в разных ситуациях;
  3. – проявление сочувствия;
  4. – стойкость, то есть умение выдерживать и преодолевать неудачи;
  5. – умение заметить малейшие изменения в ситуации и скорректировать план с их учетом.

Дальше мы более подробно рассмотрим эти и другие метакомпетенции, в том числе когнитивные. А пока разберемся, чем все-таки отличаются метанавыки и soft skills, ведь кажется, что это довольно схожие понятия.

Метанавыки и soft skills: в чем разница

«Мягкие» навыки помогают нам развиваться, достигать целей, быть успешными в работе и личной жизни, выстраивать надежные отношения. Наиболее полезными «мягкими» навыками в последние годы считаются критическое мышление, умение работать в команде, вести переговоры и разруливать конфликты, креативность, эмоциональный интеллект. Метанавыки по сути являются некоторой надстройкой, то есть на их основе развиваются soft skills, да и hard skills тоже.

Простой пример: автор написала эту статью — это ее hard skill, умение найти необходимую информацию и проверить факты на достоверность — soft skill, а то, что позволяет автору критически анализировать информацию, — когнитивные метакомпетенции. В этом случае к ним можно отнести гибкость мышления, внимательность и память.

Метанавыки — фундамент, на котором развиваются остальные навыки. К счастью, это не данность, не дар, а то, что можно и нужно развивать.

Какие личностные метанавыки можно считать универсальными

Каждый специалист волен сам решать, какой конкретный метанавык ему необходим. Одному профессионалу пригодится способность принимать себя и других, другой сделает ставку на развитие личной продуктивности и заботе о себе, третий сфокусируется на развитии внимательности. Но существуют, скажем, универсальные, базовые метанавыки, на которые стоит уделить время и внимание большинству людей. Остановимся на каждом из них подробнее.

Умение находить новые цели

Цели никогда не являются чем-то фиксированным. Они постоянно меняются — и это нормально. Если профессионал осознает свои ценности и будет ориентироваться на них, то ему будет гораздо проще принимать изменение планов и невозможность достичь какой-то цели. Он найдет новую цель, которая будет соответствовать его жизненным принципам и ориентирам. Способность постоянно пересматривать свои цели в работе, долго не фрустрировать в случае их нереалистичности — важный метанавык в современном турбулентном мире.

Как развить эту личностную метакомпетенцию? Попробуйте разобраться, на какие ценности вы хотите ориентироваться в работе, ведь именно они будут задавать вам направление, а цели — служить лишь ориентирами.

Представьте, что ваша ценность — двигаться на восток. Она всегда доступна и неиссякаема. Может произойти что угодно, но ваше направление на восток будет оставаться неизменным. И даже нет задачи его достигнуть, но есть желание идти именно по такому пути, к востоку. И тогда ваши цели будут помогать вам ориентироваться, не потеряться. Вы можете поставить перед собой цель добраться из Москвы в Челябинск. Но однажды случится непогода, дорогу сильно заметет и вы не сможете двигаться дальше. Тогда вы решите поменять цель — и перестроите маршрут к Казани. Цель изменится, но ценность двигаться на восток сохранится. И это самое главное.

Способность выстраивать работу, опираясь на ценности, — метанавык, который помогает адаптироваться по ходу дела, когда возникают разные препятствия.

Умение быть самим собой

Необходимость быть самим собой на рабочем месте может вызвать сомнение. Быть может, лучше быть собой в личных отношениях, в семье, с друзьями, но не с коллегами, руководителями и партнерами. Однако умение оставаться верным себе независимо от внешнего давления дает большие преимущества в карьере.

Человек, который честен с собой и другими, с большей вероятностью возьмет на себя ответственность за свои решения и ошибки, ведь он будет действовать в соответствии со своими истинными убеждениями. Допустим, специалист откажется от весьма выгодного предложения по работе, потому что искренне признает, что ценности компании не совпадают с его личными. Так он убережет себя от потенциального выгорания, сэкономит силы, время и здоровье. И даст шанс работодателю найти действительно заинтересованного и мотивированного сотрудника.

Способность быть собой на рабочем месте может включать множество нюансов. Пожалуй, каждый должен самостоятельно определить, что это для него конкретно означает. Возможно, быть собой — значит уважать свои потребности и не жертвовать здоровьем ради перевыполнения рабочего плана. Или быть настойчивым в поддержании личных границ с коллегами и руководством, научиться говорить «нет». А может, развить умение отличать психологическую гибкость от угодничества и зависимости от оценки окружения. Развитие данного личностного метанавыка может быть непростой задачей. Иногда стоит подумать о том, чтобы обратиться за помощью к психологу, чтобы лучше разобраться в этой теме.

Умение справляться с внутренними конфликтами

Достичь поставленной цели нередко мешает неосознанное желание двух взаимоисключающих вещей одновременно. Именно тогда начинается внутренняя борьба. Предприниматель может мечтать о прибыльном бизнесе, но при этом все свободное время тратить на общение с друзьями или хобби. Или специалист может хотеть успевать выполнять все задачи в поставленные делайны, но при этом не составлять расписание и работать спонтанно, по воле вдохновения. Да, это довольно грубые примеры. Но очень часто мы можем не замечать, что в действительности хотим двух разных и противоположных вещей. И, таким образом, создаем в своей жизни и работе ненужное сопротивление, которое удерживает нас в тупике. Переживать внутренний конфликт — это как идти к своей цели по грязной дороге. Очень утомительно, медленно, неприятно.

Умение достигать ясности в отношении того, чего мы по-настоящему хотим, помогает освободиться от ментальных блоков, интенсивных негативных эмоций и идти к целям без внутреннего сопротивления.

Умение заботиться о себе

Шестнадцатый президент США Авраам Линкольн однажды произнес: «Дайте мне шесть часов, чтобы срубить дерево, и я первые четыре часа потрачу на заточку топора». Действительно, нам сложно добиваться профессиональных целей, когда мы плохо спим, болеем, неважно питаемся, встревожены или пребываем в депрессии. Быть продуктивным, полным энтузиазма — важно. И чтобы достичь этого, необходимо научиться прислушиваться к своим потребностям и не игнорировать их, а вовремя удовлетворять.

Когда речь идет о карьере, самый необходимый актив — это вы сами. Здоровое тело наполнено энергией, которую можно потратить на построение хорошей карьеры. Спокойный ум дает возможность принимать верные решения. А счастливая душа гарантирует, что вы будете получать удовольствие на этом пути.

Тело, разум и душа — и есть та самая пила, которую, по словам бизнес-консультанта и оратора Стивена Кови, следует держать острой, если вы мечтаете эффективно спиливать деревья.

Для развития этого метанавыка:

  1. – Попробуйте наладить режим сна, поэкспериментируйте с едой, чтобы разобраться, какие продукты позитивно влияют на ваше самочувствие, старайтесь больше двигаться.
  2. – Устраивайте цифровой детокс, регулярно медитируйте и чаще бывайте на природе.
  3. – Подумайте, какие привычки делают вас счастливыми, и найдите время, чтобы регулярно заниматься любимыми делами.

Поделиться статьей:

Вам может понравиться

Форма подписки