Как геймификация помогает учиться

Редакция Alpina Digital

Редакция Alpina Digital

Возможно, лучшие котики во Вселенной

18.10.2023 0 отзыва 83 просмотра 8 минут

Хлебные крошки

Содержание

  1. Преимущества и недостатки геймификации
  2. Как работает геймификация
  3. Инструменты геймизации в образовании
  4. Заключение

Контент материала

Метод геймификации или игрофикации образовательного процесса означает перевод учебных занятий в игровую форму. Эта идея давно приобрела популярность среди руководителей, бизнесменов и специалистов по персоналу, поскольку вне зависимости от личных увлечений, возраста и специфики работы людям проще и быстрее усваивать новую информацию в процессе игры. Кроме того, с распространением гаджетов и ростом индустрии цифровых развлечений игры стали любимым хобби миллионов людей, которые уделяют им свободное время, занятое раньше просмотром телевизора. В этой статье мы расскажем, как использовать геймификацию для эффективного обучения.

Преимущества и недостатки геймификации

У использования геймификации для обучения сотрудников компании есть три основных преимущества.

  1. У игроков в легком и захватывающем для них формате развиваются и укрепляются необходимые компетенции.
  2. С помощью игры можно без излишнего давления мониторить имеющиеся, полученные и развивающиеся мягкие навыки сотрудников.
  3. Учеба в игровом креативном подходе помогает специалистам развивать способность решать нестандартные задачи, находить выход из необычных ситуаций, в том числе кризисных.

Геймизация образования помогает разнообразить рабочую рутину персонала, побуждает к творческой самореализации и повышает их психологический комфорт, ведь в формате игры можно гораздо спокойнее переносить неудачи, чем, например, в классическом формате обучения с жесткой системой оценок.

Интеграция игровых механик требует определенных материальных и временных вложений по сравнению с другими вариантами обучения, а также существует риск совершить ряд ошибок при построении курса, поэтому для внедрения инструментов геймификации в образовательный процесс компании требуется консультация стороннего эксперта. Кроме того, важно поддерживать мотивацию сотрудников не «играть ради игры», а сконцентрироваться на получении знаний и их практическом применении в реальных условиях.

Как работает геймификация

Геймифицировать корпоративное обучение означает внедрить какие-либо игровые формы в образовательный процесс. Делается это с целью вовлечь сотрудников в саморазвитие, помочь им легче усвоить новый материал, повысить уровень их мотивации и лояльности к компании. Речь идет не только об использовании отдельных игровых механик в процесс обучения — получение символических призов за прохождение учебных модулей или поощрение соревновательности среди студентов с помощью обновляемых списков лидеров. Игра должна быть органически связана с образовательными задачами с самого начала разработки целей и программы обучения. Игровые элементы должны пронизывать весь образовательный процесс, от образовательной программы до форматов коммуникации между обучающимися и преподавателями, оформлением учебных материалов и элементов интерфейса (если речь идет об онлайн-образовании).

Чтобы превратить учебу в игру, следует учитывать таксономию игроков, которую придумал профессор Университета Эссекса Ричард Алан Бартл. Изучая многопользовательские онлайн-игры, он задумался о том, что привлекает в них миллионы людей по всему миру, и выделил четыре основных типа игроков.

  1. Карьеристы, для которых важнее получение «золотых медалей», самых мощных игровых артефактов, а также развитие своего игрового персонажа. Таких игроков мотивирует получение внутриигровых призов
  2. «Киллеры», которыми движет соревновательный дух. Они стремятся к победе и доминированию над прочими игроками. «Киллеров» мотивируют игровые рейтинги и символы, подчеркивающие их превосходство над другими участниками игры.
  3. Исследователи,которые стремятся решать нестандартные задачи и как можно подробнее изучать игровой мир. Проще говоря, такие игроки стремятся заглянуть под каждый камень в поисках игрового контента. Их мотивирует разнообразие ситуаций, скрытых бонусов и неочевидных механик
  4. Общительные игроки любят коммуникацию и формальные способы выделиться. Для них принципиальна возможность самовыражаться и украшать свое альтер эго в игре. Общительным нужны внутриигровые чаты, форумы, возможности поделиться своим мнением и услышать других игроков.

При геймификации важно учитывать то, что будет побуждать участников игры продолжать обучение и двигаться по программе. Сформулируйте правила игры и смоделируйте ее ход таким образом, чтобы сложность повышалась плавно, а перед обучающимися постоянно возникали непростые, но выполнимые игровые задачи, за решение которых они могли бы получить все более ценные символические призы.

При этом система поощрений должна учитывать не только цели и задачи образовательного проекта, но и то, какой тип игроков преобладает в вашей компании. Например, если студенты-карьеристы должны в короткий срок освоить новый процесс, разбейте его на фрагменты и предусмотрите промежуточные испытания, которые нужно проходить на скорость и получать за это «золотые», «серебряные» или «бронзовые» медали. А если вы геймифицируете рабочие процессы, предусмотрите игровые циклы, которые бы регулярно обновляли таблицу достижений. Таким образом у игроков всегда будет оставаться стимул постоянно участвовать в соревновании.

Инструменты геймизации в образовании

Все инструменты игрофикации строятся на положительных стимулах и подкреплении, то есть внешней мотивации, когда сотрудник получается различного рода вознаграждение за хорошо проделанную работу.

Самый популярный элемент геймизации в образовании — система статуса игроков, основанная на символических единицах. Обучающиеся получают баллы за выполнение заданий, а с повышением их сложности увеличивается и число баллов. Это способствует выработке у игроков дофамина, «гормона достижений», когда человек видит результат проделанной работы и испытывает гордость. Игроков можно поощрять не только виртуальными бонусами, но и переводить их в физический эквивалент, например, дать возможность обменять заработанные значки или медали на купоны на кофе в ближайшем от офиса кафе.

Выстраивая игру, помните, что механики получения призов должны побуждать игроков действовать в соответствии с образовательными задачами. Например, если ваша задача — развить командные механизмы, поощряйте сотрудников коммуницировать между собой, использовать специализацию и решать задачи сообща. А если вы хотите поощрить соревновательность, сделайте акцент на личные достижения каждого.

Важно учитывать, что современные игры должны обладать сюжетной линией и сеттингом, то есть условным описанием игрового мира. Лучше всего, если образовательная игра будет выстроена как захватывающее путешествие с яркими персонажами и игровыми уровнями: это развлечет участников, позволит им абстрагироваться от внешних раздражителей и глубже погрузит в изучение материала. Пусть даже речь идет о небольшом проекте, стоит позаботиться о том, чтобы участники образовательного проекта стали участниками космического турнира, искали сокровище пиратов, сражались с драконом или раскрывали таинственное преступление, а за успехи зарабатывали игровую валюту, получали «звезды» или «магические кристаллы».

Заключение

Полезные знания — те, которые можно сразу применить в работе, важно помнить, что взрослый студент возьмет только те навыки, которые ему пригодятся в настоящем времени. Поэтому главная задача интеграции игровых механизмов в корпоративное обучение — это создать ситуации, приближенные к реальным рабочим процессам, и дать сотрудникам шанс «потренироваться» на них в режиме игры, чтобы потом сразу переключиться на решение задач.

Поделиться статьей:

Вам может понравиться

Форма подписки